Автомобиль чайка какой двигатель
Участие Чайки в государственных парадах
Немного истории о ГАЗ-13
Официально многосерийное производство Чайки началось с конца 1959 года, но в начале 1958 года все же был представлен первый экземпляр «Э-2», который разрабатывали в экспериментальном режиме специально для международной выставки «ЭКСПО-58», которая проходила в Германии. Этот образец отличался пастельно-бирюзовым цветом, эмблемой в виде чайки на капоте и дизайном, практически аналогичному «Паккарду» (именно последний фактор принудил конструкторов заметно модернизировать кузов в дальнейшем).
За создание этой «птицы» взялись самые опытные инженеры, конструкторы и испытатели: Н. А.Юшманов, В. В. Гнетнев, М. Мокеев, В.С. Соловьев, О. И. Пелюшенко и т.д. Именно они привнесли в Чайку много новинок, о которых раньше в Советском Союзе даже не говорили. Сюда можно отнести мощнейший верхнеклапанный двухрядный 5.5 литровый двигатель, автоматическую коробку передач, четырехкамерный усовершенствованный карбюратор, усилитель тормозов, гидроусилитель руля, возможность поднимать и опускать стекла с помощью кнопок и многое другое (о них мы поговорим ниже). Кстати, рама автомобиля стала Х-образная, на которой уже не было лонжеронов, а сам кузов крепился в 16-ти точках. Чайки были достаточно габаритными автомобилями, ведь, как правило, в салоне было три ряда сидений, рассчитанных на 7 человек, как минимум. Не смотря на это, усовершенствованная система отопления отлично обогревала такой большой салон, а встроенный бардачок, электроприкуриватель, пепельницы, качественный радиоприемник и мощные задние динамики только увеличивали комфорт, делая пребывание в автомобиле настоящим наслаждением для того времени.
Панель управления Чайки
В начале 60-х ХХ века в Латвии, по индивидуальному заказу главы Минздрава, «Чайка» была переоборудована под медицинский автомобиль. У них был более просторный салон, специальные носилки, большой круглый салонный фонарь, а также – были усилены задние рессоры. Этот автомобиль называли «кремлевскими чайками», ведь они обслуживали исключительно чиновников, большевиков и «первых» людей Советского союза. Кстати, во многих источниках можно еще встретить Чайку «ослобык», которая также переоборудовалась по индивидувальному заказу военного генералитета. Так как Чайка была автомобилем для высшего общества, то средним чиновникам их иметь было несколько опасно. Обладая хорошей смекалкой, военные нашли выход – это взять кузов знаменитого «ЗИМа», сохранив, при этом, салон и техническую «начинку» от Чайки.
Медицинская Чайка, 1982 год
Первую серьезную модернизацию Чайка получила в середине 1962 года, которая коснулась не только внешнего вида, но и технических характеристик. Ее комфортабельность возросла за счет нового приемника с регуляторами на заднем диване, и более дорогой обивки салона в приглушенно-зеленых тонах. Дизайнеры поставили на колеса новые диски, а вместо старого карбюратора К-113, поставили более производительный К-114. В 1963 году конструкторы сделали передние фары цельными, немного изменили форму бамперов и улучшили бамперную облицовку. В таком виде «Чайка» кружила на просторах Советского Союза около 10 лет, не вызывая никаких нареканий даже со стороны самых требовательный ее покупателей.
ГАЗ-13 «Чайка» 1959-1981 гг
Уже к началу 70-х гг. ХХ столетия дизайнеры вновь принялись за модернизацию. На этот раз на ГАЗ-13 были установлены уникальные боковые зеркала с ножкой и возможностью регулировки положения. Спустя несколько лет в салоне появилась деревянная обивка, для диванов использовался качественный велюр светло-коричневого цвета, а также – был установлен новый транзисторный радиоприемник. Таких экземпляров сошло с конвейера совсем немного, и один из них до сих пор украшает музей завода имени Молотова. Вскоре производство ГАЗ-13 прекратилось. На смену им пришли новые «Чайки» под артикулом ГАЗ-14.
Создание автомобиля ГАЗ-13
За всю свою историю выпуска Чайка прошла одно из главных испытаний – это по-настоящему всемирное признание, любовь и уважение. Этот автомобиль заслужено получил звание «самый красивый автомобиль ХХ столетия» и «лучший лимузин Советского Союза». За 19 лет производства было выпущено всего 3179 экземпляров. Это и не странно, ведь Чайка имела представительский класс и не предназначалась для массового пользования.
С самого начала между создателями разгорелся спор о том, как назвать ГАЗ-13 – «Чайкой» или «Стрелой». Но после того, как один из инженеров произнес «Если есть Волга, так значит, над ней должна парить Чайка», выбор стал очевиден. Пожалуй, самым сложным процессом в создании ГАЗ-13 – это была разработка дизайна.
Чертежи кузова Чайки
Работа началась со средины 50-х, и тогда автомобиль еще не имел козырьков над передними фарами, имел много общего с кузовом знаменитой «Волги», а передний бампер почти повторял бампер ЗИЛ-111. В конечном итоге получился не очень удачный вариант, поэтому скульптор Лебедев и автоконструктор Дуарте принялись переделывать ГАЗ-13, в надежде создать что-то новое и не похожее ни на что иное. Уже в 1957 году было изготовлено 2 опытных экземпляра, отличия которых заключались лишь в объеме двигателя. Они проходили испытания на сложных дорогах Украины, России и горных дорогах Кавказа, общей длиной не менее 21000 км. И вот уже 19 января 1959 года Горьковский завод спустил с конвейера первую «Чайку», которая никогда не оставалась без внимания всех прохожих.
Производство Чайки
Первая серия Чаек имела некоторые отличия от всех последующих, и первым делом это касалось самой эмблемы. Этот автомобиль уже с первых лет своей «жизни» принимал активное участие практически во всех зарубежных выставках (Брно, Будапешт, Женева, Нью-Йорк, Лейпциг и Мехико и др.). Одной из первых самых крупных выставках, на которых участвовал ГАЗ-13 была выставка-конкурс «Гран-При», которая проходила в Германии (город Брюссель). Там было представлено три модификации – это ГАЗ-13А (седан с внутренней перегородкой), ГАЗ-13С (медицинский автомобиль) и ГАЗ-13Б (кабриолет). Кстати, отталкиваясь от медицинского универсала, немного позже был создан образец катафалка, которому так и не было суждено пойти в массовое производство.
Двухцветная Чайка, изготовлена для выставки Гран-При
В конце 1959 года в Нью-Йорке был представлен уникальный экземпляр «Чайки» в черном цвете с тканевой обивкой салона, которая имела оригинальный шахматный принт. Если рассматривать «жизнь» Чайки в хронологическом порядке, первое перевоплощение автомобиль ощутил уже в 1961 году, когда на Горьковском заводе принялись за разработку кабриолета, который получил артикул «13Б». В этом же году, на несколько месяцев позже, вышел в свет знаменитый лимузин, имеющий цельную перегородку от водителя. Эти автомобили выпускались, как правило, только по индивидуальным заказам и в соответствии с прихотями «первых лиц» Советского Союза (это касалось даже дизайна салона и цветовой гаммы). Лимузинов сходило с конвейера не более 150 экземпляров в год. Через год, в 1962 году, основной седан полностью модернизировался и получил «новый облик» как изнутри, так и внешне. К 1970 году, Чайка уже обзавелась зеркалом заднего вида. В последней «фазе жизни» конструкторы немного сбавили обороты над производством ГАЗ-13 и принялись за новый ГАЗ-14. Хотя в этот период все-таки решили переделать салон, добавив туда натуральные материалы, более красивую обивку и прочее (который, в принципе, был очень похож на салон ГАЗа-14).
Кабриолет «Чайка», 1961-1962 гг
Сравнивая с другими автомобилями, такими как ЗИМ, Победа или МЗМА-402, ГАЗ-13 «Чайка» не была автомобилем свободной продажи и никогда не имела определенной стоимости. Но из некоторых источников было известно, что, когда цена других автомобилей колебалась от 16 до 40 тысяч рублей, то цена Чайки была не менее 100 тысяч рублей. Кстати, Чайка имела и еще одну важную особенность – это лимит на пробег, который устанавливался в обязательном порядке. После того, как автомобиль «накатает» определенное количество километров, ему либо полностью меняли моторную часть, либо перекрашивали в белый цвет и передавали в центры бракосочетания. Кстати, и сейчас, в ХХI веке, Чайка является одним из самых востребованных автомобилей на свадьбе.
Но если говорить в общем, то «Чайка» была настоящей звездой своего времени, ведь она всегда участвовала в парадах, праздниках, ее подавали приезжим дипломатам, политикам и людям высшего общества, а также – официально передавались в «Интурист» в качестве автомобиля для vip-туристов. Чайки были настоящим «лицом» Советского Союза – они были во всех посольствах СССР за границей. ГАЗ-13 – это большая редкость в наши дни, ведь во время всего периода производства было выпущено около 3000 экземпляров (из которых 20 универсалов и не более 8-ми кабриолетов).
Технические характеристики ГАЗ-13 «Чайка»
Год выпуска | 1959-1978 гг. |
Тип кузова | 4-х дверной седан (лимузин — 7 мест, фаэтон – 6 мест) |
Двигатель/объем/мощность | ЗМЗ-13 V8/5520см3/4200 об.мин |
Расход топлива | 14-21 л/100км |
Бак для топлива | 80 л |
Привод | задний |
КПП | 3-х ступенчатая гидромеханическая АКП |
Задний мост | литой, с цельным картером |
Карбюратор | 4-х камерный, с падающим потоком |
Система вентиляции | Открытая |
Тормоза передн./задн. | Дисковые/Барабанные |
Подвеска передн./задн. | Независимая/зависимая |
Амортизаторы | 2-х стороннего действия, гидравлические и телескопические |
Шины | 8,5х15, бескамерного типа |
Разгон до 100 км/ч | 20 секунд |
Макс. скорость | 160 км/ч |
Габариты д/ш/в, | 5600/2000/1620 мм |
Колесная база | 3250 мм |
Колея задняя/передняя | 1530/1540 мм |
Дорожный просвет | 180 мм |
Безопасность | Блокировка дверей, ремни безопасности, очистители фар, противотуманные фонари |
Масса | 2100 кг |
Масса полн. | 2625 кг |
Взгляд на «Чайку» изнутри
Конструкторы наградили Чайку 8-ми цилиндровым верхнеклапанным двигателем V8. Все блоки и головки цилиндров изготовлены из прочного сплава алюминия, тогда, как сами гильзы съемные и изготовлены из чугуна. Пять подшипников коренного типа имеют специальные вкладыши и держат коленчатый вал с шатунными шейками, имеющими по 2 шатуна каждая. Поршни установлены спереди и соответствуют движению автомобиля, а изготовлены они, как и двигатель, из алюминиевого сплава. Комбинированная смазка двигателя обеспечивает смазывание подшипников коленчатого и распределительного валов. Все остальные детали смазываются путем разбрызгивания. Шестеренчатый масляный насос имеет две секции – из одной масло подается в двигатель, а с другой – в радиатор и фильтр. Открытая система вентиляции Чайки обеспечивала эффективное устранение отработанных газов, которые негативно влияют на состояние масла. Система сжигания Р-13 имела октан-корректор и вакуумный и центробежный регуляторы.
Карбюратор будем рассматривать более новый, то есть К-114, который начал устанавливаться с 1962 года. На то время это была достаточно мощная модель вертикального типа на 4 камеры. По сути, он мог полностью заменить два 2-х камерных карбюратора. Он работал таким способом, что когда автомобиль двигался со средней скоростью и средней нагрузкой, то топливо подавалось только из двух камер. Как только Чайка переходила на повышенную передачу или заметно увеличивалась нагрузка, то в работу подключались и две остальные камеры. Сами камеры расставлены попарно и каждая их них имеет собственную поплавковую камеру, предназначены для контроля уровня топлива через небольшое окошко. Вторая пара камер имеет аналогичную конструкцию, но дополнительно комплектуются ускорительным насосом, воздушной заслонкой и системой холостого хода (регулировать которую можно только с исправным зажиганием и на хорошо прогретом двигателе автомобиля). Карбюратор Чайки имеет крышку, которая крепиться на 8-ми основных болтах и 2-мя дополнительными винтами. Гидротрансформатор ГАЗ-13 состоит из реактора, насосного колеса и турбины. Он крепиться к коленчатому валу. АКП Чайки имеет ряд шестеренок планетарного типа, которые в сумме дают три основных передачи и задний ход автомобиля. За переключение передач отвечают два ленточных тормоза и два дисковых сцепления. При зажигании, срабатывают два насоса, которые обеспечивают смазкой тормоза, сцепление, самой коробки и гидротрансформатора. Для того, чтобы передачи переключались плавно и вовремя, установлены система гидравлического управления и силовой регулятор. От водителя требуется лишь нажимать на соответствующие кнопки, а именно: Н – запуск, холостой ход и нейтральная передача, Д – движение, T – тормоз, ЗХ – задний ход.
Основные модификации ГАЗ-13 «Чайка»
ГАЗ-13 — самая первая и самая распространенная модификация. Она имела универсальный 4-х дверный салон и три дивана в салоне.
ГАЗ-13А — 4-х дверный универсал с тремя рядами сиденьев и перегородкой между водителем и салоном для пассажиров. Производство исключительно по спецзаказу Минобороны в ограниченных количествах.
ГАЗ-13Б — 2-х дверных кабриолет (в некоторых источниках этот кузов называют «фаэтон»). Мягкая крыша поднималась и опускалась с помощью гидравлической системы. Рамки стекол заменяла металлическая окантовка. автомобиль рассчитан на 6 пассажирских мест.
ГАЗ-13С — медицинский седан-универсал с перегородкой между водителем и салоном и складными носилками. Ручная сборка по индивидуальным заказам, поэтому каждая модель имела те или иные отличия. В наше время сохранилось 12 экземпляров из 20-ти выпущенных.
Интересные факты о автомобиле
1. Оригинальный цвет ГАЗ-13 «Чайка» — это черный. Единственная белая Чайка была изготовлена по спецзаказу и подарена Валентине Терешковой, красная – у главы управления пожарной охраны. Двухцветные Чайки были изготовлены исключительно для Брюссельской выставки Гран-При.
2. Чайку изготовили, отталкиваясь от двух самых популярных автомобилей – это седан Packard Patrician и кабриолет Packard Caribbean. В этом можно убедиться, изучая самые первые модификации ГАЗа-13, которые имели множество заметных сходств. В дальнейшем их постепенно искоренили.
2-х дверный кабриолет Packard Caribbean, который стал примером для создания Чайки
3. Чайка всегда считалась почетным подарком от главы СССР и вручалась только избранным. Так, Хрущев успел подарить ее Михаилу Шолохову, Юрию Гагарину, Галине Улановой, Фидель Кастро и Валентине Терешковой.
4. Первый секретарь ЦК КПСС Белорусии П. М. Машеров во время рабочей поездки погиб именно в своей новоприобретенной Чайке. Случилось это в 1980 году.
5. По спецзаказу Мосфильма было изготовлено несколько экземпляров съемочных Чаек. На задней части кузова крыша срезалась таким образом, чтобы там можно было установить кинотехнику. Под технику также переоборудовался и передний бампер автомобиля.
https://avtoclassika.com/e/gaz-13-chaika-history/