vsc4x4.ru Клапана Устройство и выбор мультиклапана для газового оборудования автомобиля

Устройство и выбор мультиклапана для газового оборудования автомобиля

Запорная арматура газобаллонного оборудования первых образцов работала лишь на открытие или закрытие подачи пропана из баллона. Современный мультиклапан ГБО 1-4 поколения — это многофункциональное устройство, которое отвечает за безопасное использование сжиженного нефтяного газа (СНГ/LPG) в качестве моторного топлива.

Где находится и для чего нужен мультиклапан

Механизм устанавливается непосредственно в горловину газового баллона и выполняет ряд функций:

  • наполнение емкости до безопасного количества (80% от общего объёма баллона)
  • надежное хранение пропан-бутановой смеси находящейся под давлением 12-15 атм
  • отвод избыточного давления газа из баллона за пределы авто, которое может образоваться при повышении температуры окружающей среды
  • предотвращение утечки СНГ при обрыве магистрали
  • контроль уровня топлива
  • первичная очистка LPG при подачи к двигателю

Виды мультиклапанов

Существует три типа блоков баллонной арматуры, которые принципиально отличаются набором дополнительной защиты — классы B, A, Евро (по европейской классификации class 1, 2, 3).

Мультиклапаны класса Б, А, Е (слева на право)

Согласно правилам ЕЭК ООН №67 с поправками серии 01 (пункт 6 подпункты 6.3.1, 6.3.6, а также пункт 17 подпункты 17.3.1.2-17.3.1.5), при установке ГБО баллон оснащается арматурой, которая может быть выполнена в одном блоке и должна содержать:

  1. 80-процентный стопорный клапан
  2. указатель уровня
  3. предохранительный клапан (разгрузочный)
  4. дистанционно регулируемый рабочий клапан с ограничительным клапаном (электроклапан)

Ссылка на документ: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/main/wp29/wp29regs/2015/R067r4r.pdf

Так как конструкция мультиклапана первого класса (В) не содержит предохранительного клапана, а также оба вида арматуры (классы 1(В), 2 (А)) не имеют дистанционно регулируемого клапана (ЭМК), эксплуатация такого типа механизмов запрещена. Только мультиклапан евростандарта обеспечивает максимальную защиту и безопасность.

Отличаются устройства в зависимости от вида газовых баков и места их установки:

тип баллона типы мультиклапанов
угол установки в горловину расположение отверстий для подключения трубок расположение горловины
цилиндрический правый
30° левый/правый
90° правый
тороидальный внутренний 30° правый
тороидальный внешний правый верхний/нижний

По исполнению мультиклапаны бывают:

  • с отверстием для подключения расходной магистрали Ø 6 или 8 мм
  • с приёмной трубкой 8 или 10 мм

Также запорная система может комплектоваться:

  • электрокатушкой с AMP разъемом для подключения
  • механическим или электромеханическим указателем уровня газа
  • ВЗУ – выносное заправочное устройство
  • вентиляционной камерой
  • грязезащитным кожухом (для наружных емкостей)

Как устроен клапанный блок

От производителя зависят конструктивные особенности мультиклапанов, а также их комплектация вспомогательными элементами. Однако общая конструкция и набор функций должны соответствовать правилам ЕЭК ООН №67.

Устройство мультиклапана ГБО:

  1. металлический корпус (латунь), с отверстиями для впускной Ø 8 мм и расходной Ø 6/8 мм магистралей
  2. запорный вентиль (кран выходного канала)
  3. заборная трубка с фильтром-сеточкой
  4. уплотнительное кольцо (резиновая прокладка)
  5. узел отсекания с поплавком
  6. привод датчика уровня газа магнитного действия
  • предохранительный или аварийный
  • скоростной
  • обратный
  • отсечки (80-процентный клапан)
  • электромагнитный (ЭМК)
  • температурный (противопожарный)

Схема мультиклапана баллона ГБО

Как работает мультиклапан

Принцип работы мультиклапана ГБО следующий, при наполнении баллона сжиженный газ через заправочный блок (ВЗУ) по входной магистрали поступает к запорной арматуре, где преодолевая усилие возвратных пружин клапанов (обратного и отсечки), попадает в баллон.

По мере наполнения, жидкая фракция газовой смеси передвигает поплавок к верху бака. Поплавок через шток проворачивает полумесяц, по которому скользит стержень клапана отсечки (также привод отсечки может быть шестерёнчатого типа).

Система настроена таким образом, когда наполнение доходит до 80% от объёма сосуда, освободившись от препятствия полумесяца, стержень выстреливает под воздействием входного давлением газа, при этом клапан запирает канал входа. После отключения заправочного пистолета обратный клапан, из-за давления в баке, прижимается к седлу, тем самым перекрывая выход газа.

Устройство отсечки (Томасетто)

Шток поплавка также соединён с механизмом, который с помощью магнитов меняет положение стрелки указателя уровня газа. С целью контроля объема топлива на баллоне или непосредственно в салоне авто, схему ГБО 4-го поколения дополняют специальным электромеханическим датчиком индикации.

Далее из баллона, через фильтр сетку по заборной трубке, пропан попадает в канал скоростного клапана, затем по расходной магистрали к редуктору-испарителю.

Заборник бывает пластиковый, медный или алюминиевый, длина зависит от высоты баллона.

Виды приёмных трубок

Устройство скоростного клапана предотвращает утечку газа, при превышении скорости его потока более чем на 1 м/с (к примеру, из-за обрыва подающей магистрали под днищем авто). Давление газа, пересиливая пружину, прижимает пластиковый клапан (или металлический шарик) к седлу, за счёт чего запирается выход топлива.

Предохранительный клапан (он же разгрузочный) стравливает избыточное давление газа, которое может появиться, например, из-за перепадов температуры при заезде зимой в теплый бокс или при изменении погодных условий. Механизм настроен на открытие с отметки 2 700 ± 100 кПа, устройство является многоразовым.

По правилам разгрузочный клапан должен устанавливаться в том месте резервуара, где пропан находится в газообразном состоянии. Поэтому клапан оснащается трубкой-приемником, которая направлена к верхней части ёмкости. С помощью неё происходит отбор именно паровой фазы топлива. Таким образом, осуществляется понижение давления в емкости, а газ выходит через патрубок вентиляционного короба за пределы транспортного средства.

Патрубок сброса газообразной фракции

Клапан с электромагнитной катушкой (дистанционно регулируемый) служит для перекрытия подачи газового топлива в автоматическом режиме. Как только прекращается напряжение на катушке, устройство перекрывает подачу. Управляется блоком управления ГБО (ЭБУ) и должен быть отрегулирован на срабатывание при остановке двигателя, не зависимо от положения выключателя зажигания. Исключением могут быть автомобили с системой старт-стоп.

Противовзрывной температурный механизм срабатывает при пожаре. С повышением температуры выше 120 °C ± 10 °C пластиковая вставка плавится, после чего клапан начинает открываться, и газ медленно выводится через вентиляцию или сгорает. Такая защита исключает взрыв баллона.

Вентиль/рукоятка предназначен для перекрытия подачи газа в ручном режиме (класс B имеет второй кран на впуске, для закрытия обеих линий).

Устройство баллонной арматуры на примере изделия фирмы Алдеса:

Как подобрать мультиклапан

Баллонную арматуру необходимо подбирать по параметрам газового бака. Характеристики указываются в паспорте ёмкости, а также приваренной к ней табличке. Соответствующая маркировка мультиклапана нанесена на его корпусе, не стираемым способом, где указана высота тора или диаметр цилиндрического баллона, также угол установки арматуры.

Маркировка узла

Ко всему прочему важно учитывать мощностные показатели двигателя. Для мотора свыше 150 л.с. желательно ставить мульт повышенной производительности, с диаметром выходного канала под трубку 8 мм.

Для удобства при монтаже, сторона расположения отверстий под трубки тоже может сыграть важную роль.

Установка не подходящего мультиклапана негативно повлияет на безопасность и удобство при эксплуатации авто. Основные условия при правильном подборе и установке:

  1. баллон должен наполняться не более чем на 80% от его объёма (пустое пространство необходимо для расширения газа)
  2. забор топлива должен происходить с нижней точки бака, иначе на дне всегда будет оставаться остаток

Выбор производителя (таблицы размеров)

Несомненно, наибольшей популярностью пользуются изделия европейских производителей, которые уже давно являются лидерами рынка:

  • Tomasetto модель АТ02 (Италия)
  • BRC модели Europa 2 и Europa 3 (Италия)
  • Lovato LOV-T 01 (Италия)
  • OMB (Италия)
  • Atiker (Турция)

Их надёжность доказана временем. Более того продукция этих заводов входит в установочные комплекты основных фирм производителей газового оборудования.

Баллонная арматура является одним из главных элементов безопасности газовой системы в автомобиле. Поэтому рекомендуем выбирать проверенные механизмы известных брендов. Опасайтесь подделок!

Подобрать и купить мультиклапан ГБО Вы можете в каталоге нашего интернет-магазина, где представлены только качественные и оригинальные изделия от ведущих производителей по лучшим ценам.

Мультиклапан Томасетто Евро класса на цилиндрический баллон (с электромагнитным клапаном, правое подключение)
диаметр баллона, мм/ угол горловины AT02 AT02 Extra* AT02 серия Sprint* AT02 Sprint Extra
200/30° MVAT0A01.1 MVAT0A01X1 MVAT0201.1 MVAT0201X1
230/30° MVAT0A46.1 MVAT0A46X1 MVAT0246.1 MVAT0246X1
244/30° MVAT0A02.1 MVAT0A02X1 MVAT0202.1 MVAT0202X1
270/30° MVAT0A01.4 MVAT0A01X4 MVAT0203.1 MVAT0203X1
300/30° MVAT0A03.1 MVAT0A03X1 MVAT0204.1 MVAT0204X1
315/30° MVAT0A04.1 MVAT0A04X1 MVAT0205.1 MVAT0205X1
360/30° MVAT0A05.1 MVAT0A05X1 MVAT0206.1 MVAT0206X1
375/30° MVAT0A06.1 MVAT0A06X1
400/30° MVAT0A42.1 MVAT0A42X1
450/30° MVAT0A07.1 MVAT0A07X1
500/30° MVAT0A47.1 MVAT0A47X1
левое подключение
270/30° sx* MVAT0A03S1 MVAT0A03SX1 MVAT0203S1
300/30° sx MVAT0A04S1 MVAT0A04SX1 MVAT0204S1
315/30° sx MVAT0A05S1 MVAT0A05SX1 MVAT0205S1
360/30° sx MVAT0A06S1 MVAT0A06SX1 MVAT0206S1
400/30° sx MVAT0A07S1 MVAT0A07SX1
450/30° sx MVAT0A41S1 MVAT0A41SX1
на внутренний тороидалный баллон
высота баллона, мм/ угол горловины AT02 AT02 Экстра AT02 Спринт AT02 Спринт Экстра
180-190/30° MVAT0A08.1 MVAT0A08X1 MVAT0208.1 MVAT0208X1
200-204/30° MVAT0A09.1 MVAT0A09X1 MVAT0209.1 MVAT0209X1
220-225/30° MVAT0A12.1 MVAT0A12X1 MVAT0212.1 MVAT0212X1
230-240/30° MVAT0A14.4 MVAT0A14X4 MVAT0214.1 MVAT0214X1
250/30° MVAT0A16.1 MVAT0A16X1 MVAT0216.1 MVAT0216X1
270/30° MVAT0A18.1 MVAT0A18X1 MVAT0218.1 MVAT0218X1
300/30° MVAT0A68.1 MVAT0A68X1
330/30° MVAT0A69.1 MVAT0A69X1
на наружную тор емкость
высота баллона, мм/ угол горловины AT02 AT02 Экстра AT02 Спринт AT02 Спринт Экстра
145/0° MVAT0E01.1 MVAT0E01X1
180-190/0° MVAT0E02.1 MVAT0E02X1
200-204/0° MVAT0E03.1 MVAT0E03X1
220-225/0° MVAT0E06.1 MVAT0E06X1
230/0° MVAT0E08.1 MVAT0E08X1
240-250/0° MVAT0E09.1 MVAT0E09X1
270/0° MVAT0E11.1 MVAT0E11X1
300/0° MVAT0E13.1 MVAT0E13X1
330/0° MVAT0E14.1 MVAT0E14X1
Extra — с выходом 8 мм
Sprint — без пожарного клапана
sx — левый
Мультиклапан BRC Europa 2 и 3 для цилиндрических баллонов
диаметр баллона, мм/ угол горловины европа 2 европа 3 версия*
200/30° 10MV47300200 STD
230/30° 10MV47300230 STD
244/30° 10MV47300244 10M3C30S244 STD
244/30° 10M3C30M244 MAX
270/30° 10MV47300270 10M3C30S270 STD
270/30° 10M3C30M270 MAX
300/30° 10MV47300300 10M3C30S300 STD
300/30° 10M3C30M300 MAX
315/30° 10MV47300315 10M3C30S315 STD
315/30° 10M3C30M315 MAX
360/30° 10MV47300360 10M3C30S360 STD
360/30° 10M3C30M360 MAX
400/30° 10MV47300400 STD
для внутренних тор баллонов
высота/диаметр баллона, мм/ угол горловины европа 2 европа 3 версия
180/30° 10MV48301180 10M3T30S180 STD
180/30° 10M3T30M180 MAX
190/30° 10MV48303190 STD
200/30° 10MV48302200 10M3T30S200 STD
200/30° 10M3T30M200 MAX
204/30° 10MV48304204 STD
220/30° 10MV48303220 10M3T30S220 STD
220/30° 10M3T30M220 MAX
225/520/30° 10MV48301225 STD
225/580/30° 10MV48304225 STD
225/630/30° 10MV483G2225 STD
240/30° 10MV48305240 10M3T30S240 STD
240/30° 10M3T30M240 MAX
250/30° 10MV48303250 STD
270/30° 10M3T30S270 STD
270/30° 10M3T30M270 MAX
270/600/30° 10MV48303270 STD
270/630/650/720/30° 10MV48305270 STD
для внешних тор емкостей
высота/диаметр баллона, мм/ угол горловины европа 2 европа 3 версия
180/0° 10MV490G1180 10M3T00S180 STD
180/0° 10M3T00M180 MAX
190/0° 10MV49004190 STD
200/0° 10MV49003200 10M3T00S200 STD
200/0° 10M3T00M200 MAX
220/0° 10MV49003220 10M3T00S220 STD
220/0° 10M3T00M220 MAX
225/0° 10MV49003225 STD
230/0° 10MV49003230 STD
240/0° 10MV49005240 10M3T00S240 STD
240/0° 10M3T00M240 MAX
250/0° 10MV49004250 STD
270/0° 10MV49003270 10M3T00S270 STD
270/0° 10M3T00M270 MAX
180/0° 10MV460G1180D STD
200/650/0° 10MV46003200B STD
204/0° 10MV46003204C STD
220/650/0° 10MV46003220B STD
230/720/0° 10MV46003230A STD
250/720/0° 10MV46004250A STD
270/720/0° 10MV46003270A STD
STD — выход 6 мм, приёмная трубка 8 мм
MAX — выход 8 мм, приёмная трубка 10 мм
A, B, C, D — для верхней горловины
Мультиклапан LOVATO MV 305 LOV-T 01 Евро класса для цилиндрических баллонов
диаметр баллона, мм/ угол горловины номер товара
200/30° 660000420
230/30° 660000421
244/30° 660000422
270/30° 660000423
300/30° 660000424
315/30° 660000425
360/30° 660000427
360/30° EXTRA 660000428
375/30° 660000429
375/30° EXTRA 660000430
400/30° 660000431
400/30° EXTRA 660000432
500/30° EXTRA 660000466
для внутренних тороидальных ёмкостей
высота баллона, мм/ угол горловины номер товара
180/190/30° 660000452
200/204/30° 660000453
220/225/30° 660000454
230/240/30° 660000455
250/30° 660000456
270/30° 660000457
270/30° EXTRA 660000458
300/30° 660000459
300/30° EXTRA 660000460
для внешних тор баллонов
высота баллона, мм/ угол горловины номер товара
180/190/0° 660000443
200/204/0° 660000444
220/225/0° 660000445
230/0° 660000446
240/250/0° 660000447
270/0° 660000448
270/0° EXTRA 660000449
300/30° 660000450
300/30° EXTRA 660000451
EXTRA- выход 8 мм
Мультиклапаны Atiker MV01 Евро класс для цилиндрических емкостей (без AMP разъёма)
диаметр баллона, мм/ угол горловины артикул
200/30° K01.001416
200/30° Super K01.001580
230/30° K01.001417
230/30° Super K01.001581
244/30° K01.001418
244/30° Super K01.001582
270/30° K01.001419
270/30° Super K01.001583
300/30° K01.001420
300/30° Super K01.001584
315/30° K01.001421
315/30° Super K01.001585
360/30° K01.001422
360/30° Super K01.001586
400/30° K01.001423
400/30° Super K01.001587
к внутренним тороидальным баллонам (без AMP)
высота баллона, мм/ угол горловины артикул
180/190/30° K01.001444
180/190/30° Super K01.001608
200/204/30° K01.001445
200/204/30° Super K01.001609
220/225/30° K01.001446
220/225/30° Super K01.001610
230/240/30° K01.001447
230/240/30° Super K01.001611
250/30° K01.001448
250/30° Super K01.001612
270/30° K01.001449
270/30° Super K01.001613
к наружным тор баллонам (без AMP)
высота баллона, мм/ угол горловины артикул
180/190/0° K01.001435
180/190/0° Super K01.001599
200/204/0° K01.001436
200/204/0° Super K01.001600
220/225/0° K01.001437
220/225/0° Super K01.001601
230/0° K01.001438
230/0° Super K01.001602
240/250/0° K01.001439
240/250/0° Super K01.001603
270/0° K01.001440
270/0° Super K01.001604
Super — выход 8 мм

https://gbomotor.ru/komplektuyuschie/multiklapany-gazovogo-oborudovaniya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Впускной и выпускной клапан: в чем отличиеВпускной и выпускной клапан: в чем отличие

Впускной и выпускной клапан: в чем отличие Главное отличие впускного клапана от выпускного — диаметр тарелки: у впускного она больше. Почему? Потому что всасывание воздуха из атмосферы в цилиндр под

Что такое клапан двигателяЧто такое клапан двигателя

Что такое клапан двигателя Это деталь двигателя и одновременно крайнее звено газораспределительного механизма. Клапанная группа включает в себя: пружину, направляющую втулку, седло, механизм крепления пружины. Все эти детали работают в

Обратный клапан топливной системы: 4 основных неисправности и способы их устраненияОбратный клапан топливной системы: 4 основных неисправности и способы их устранения

Обратный клапан топливной системы: 4 основных неисправности и способы их устранения Топливные системы двигателей современных автомобилей представляют собой сложные системы механизмов и агрегатов. Среди них встречаются такие системы, работу с