Как правильно промывать двигатель
Моторное масло контактирует с картерными газами и стенками цилиндров.
Оно очищает двигатель: моющие присадки вбирают в себя продукты горения и удерживают их до попадания в масляный фильтр. Это одна из причин того, что масло необходимо регулярно менять.
Иногда в сервисах предлагают промыть двигатель между заменами. Например, если нужно перейти с одного бренда или типа масла на другой. Мы разобрались, как делать промывку и в каких случаях она точно не нужна.
Рассылка Т—Ж для автомобилистов
Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно
Подписаться
Подписываясь, вы принимаете условия передачи данных и политику конфиденциальности
Когда нет смысла промывать двигатель
При сильных загрязнениях. Когда автомобиль проезжает 7—8 тысяч километров после ТО, эффективность присадок в моторном масле снижается, грязь скапливается на деталях двигателя и стенках масляных каналов. Под воздействием высокой температуры образуется стойкий налет или даже маслянистые отложения — шлам.
Если менять масло реже чем раз в 15 тысяч километров, на деталях двигателя будут копиться твердые отложения. Они ухудшают проходимость масляных каналов, забивают сетчатые фильтры и маслосъемные кольца. В результате растет расход масла, а на панели приборов может загореться индикатор «Проверить двигатель» или «Давление масла».
Промывка и промывочное масло не уберут прикипевшие отложения с деталей, но могут усугубить ситуацию. Например, размягчить твердые отложения до состояния глины: тогда эта смесь пойдет по системе смазки, попадет в поддон, забьет сетку маслозаборника и оставит двигатель без смазки.
Масляное голодание из-за забитого канала или сетки можно заметить лишь через некоторое время. Например, когда под капотом появится посторонний стук или шум. Нередко к этому моменту износ деталей уже слишком большой и остается лишь ремонтировать двигатель.
Часто чтобы оценить степень загрязнения, достаточно заглянуть в маслозаливную горловину. Также можно снять поддон ДВС или клапанную крышку — особенно если появился повод это сделать и что-нибудь заменить. Если в двигателе будут явные отложения, то вычистить их получится лишь вручную: для этого придется полностью или частично разобрать двигатель.
Иногда промывка помогает очистить сетчатые фильтры и масляные каналы, даже когда проблема уже есть. Она может вернуть систему смазки и газораспределения в рабочее состояние, но это единичные случаи при несильном загрязнении мотора.
При переходе на новый тип или марку масла. Если меняете бренд или вязкость масла, можно обойтись без промывки. Смешивать масла разных производителей не страшно: когда сливаете масло, в двигателе все равно остается до литра старой смазки. Откачать через щуп можно на 100—150 мл больше, чем слить через пробку масляного поддона, но это не сильно меняет картину.
То, что в двигателе остается немного старого масла, естественно. Сливная пробка поддона не всегда расположена в нижней точке, а еще масло остается в масляном насосе, фазорегуляторе, натяжителе цепи, гидрокомпенсаторах, на стенках, в каналах, в нишах головки блока цилиндров. Весь этот объем можно убрать лишь при полной разборке двигателя.
Новое масло без проблем смешается с остатками старого. Если хотите перестраховаться, можно сократить интервал до следующей замены. Промывка будет лишней: лучше смешать свежее качественное масло с несливаемым остатком качественного старого, чем с промывочной смесью или промывочным маслом.
Фольксваген Джетта 2012 года, поддон двигателя 1.4 TSI CAXA. Перед снятием масло сливали через сливную пробку
Когда стоит промыть двигатель
Если в двигателе есть мусор или посторонняя жидкость. Например, топливо, антифриз, металлическая стружка или остатки герметика после ремонта. Промывочное масло поможет лучше очистить двигатель.
Особый случай — вода. Вот как она может попасть в двигатель:
- Сразу после езды по глубоким лужам или бездорожью. Это может спровоцировать гидроудар, но иногда обходится и без него.
- В виде конденсата. При коротких поездках скопившаяся влага не успевает испариться и собирается внутри двигателя. На крышке маслозаливной горловины образуется слой эмульсии с каплями воды.
- Когда машина попадает в воду с заглушенным двигателем, например при ДТП. Через воздушный фильтр и каналы вентиляции картерных газов внутрь также попадет вода.
Если купили автомобиль с пробегом, но без истории. Неизвестно, как его обслуживали и когда это было в последний раз. Машина могла стоять год без движения, и масло окислилось. Последний хозяин мог сознательно не делать последнее ТО или использовать для него дешевое масло из «Ашана».
Автомобиль с понятной историей — тоже не всегда хорошо. Двигатель стоит промыть, если машину 3—5 лет обслуживали у дилера с интервалом 15—20 тысяч километров.
Как промыть двигатель при замене масла
Залить экспресс-промывку — «пятиминутку». Ее можно купить в автомагазинах или на маркетплейсах по 300—500 ₽ за флакон 250—350 мл. Этого хватает на 4—5 литров масла — если в двигатель умещается больше, стоит взять два флакона. Средство хорошо разжижает старое масло и выводит его из двигателя, но требует внимания: если использовать его неправильно, мотор может пострадать.
«Пятиминутка» содержит моющие присадки и растворители, которые разжижают масло и создают агрессивную среду для сальников и резиновых уплотнений. При долгом воздействии они могут растворить краску на поддоне ДВС — и она забьет сетку маслоприемника.
👉 Как применять: обычно «пятиминутку» заливают в прогретый двигатель перед заменой масла и дают поработать 5—10 минут на холостых оборотах. Затем меняют масло и масляный фильтр. Лучше сливать масло, пока двигатель еще горячий: оно станет более текучим. Но не забывайте про технику безопасности, чтобы не обжечься.
Это не универсальная инструкция, есть разные варианты промывок. Одни надо заливать за 200—300 км до замены масла, вторые требуют пяти минут работы на холостых, третьи — десяти минут. Бывают составы для раскоксовки — с ними двигатель должен работать на оборотах 15—20 минут.
Эксплуатировать машину с залитой промывкой нельзя: смазывающие свойства масла падают, могут образоваться задиры в цилиндрах. Это особенно важно, если использовать присадки, рассчитанные на 200—300 км : про замену масла можно элементарно забыть. Тогда автомобиль будет работать на старом масле, свойства которого сильно ухудшатся из-за промывочных присадок.
Использовать промывочное масло. Большинство промывочных масел — это смесь дешевого минерального масла с минимальным набором присадок, а иногда вовсе без них. Цена — от 600 ₽ за 4—5 л , продается на маркетплейсах и в магазинах автозапчастей. Есть и синтетические варианты с присадками, но их на рынке немного, и стоят они дороже.
👉 Как применять: полностью слить старое масло и залить заводской объем промывочного — не меняя фильтр. Дать двигателю поработать 10—15 минут , после чего поменять масло и поставить новый фильтр. Процесс получается более трудоемким: по сути, надо сделать две замены масла.
Напомним: в моторе остается до литра старого масла. Поэтому не стоит просто так лить промывочное: лучше смешать новое масло с остатком старой, но качественной синтетики, чем с промывкой. Иначе ресурс нового масла сильно сократится.
Взять обычное моторное масло. Лучший вариант для двигателя — использовать качественное моторное масло, но заменить его спустя 1000 км пробега. Пакет присадок в таком масле сильнее, чем в любом промывочном.
👉 Как применять: заменить моторное масло и масляный фильтр, а спустя 1000 км поменять масло еще раз. Это затратно, но лучше любых промывок.
https://journal.tinkoff.ru/guide/motor-wash/