ХОДОВАЯ ЧАСТЬ АВТО: ЧТО, ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ?
Эта публикация расскажет, что представляет собой ходовая часть автомобиля и как она функционирует, какие составляющие ходовой части, что такое назависимая и зависимая подвеска, почему так важны амортизаторы, а также какие наиболее частые неисправности ходовой части.
Знание основных характеристик и принципа работы деталей ходовой части поможет автолюбителю более осознанно и правильно управлять автомобилем, а это, в свою очередь, будет способствовать увеличению ресурса запчастей.
Ходовая часть автомобиля — это комплекс узлов и механизмов, который выполняет две основные функции:
- обеспечение передвижения транспортного средства;
- погашение вибраций, раскачивания, тряски и других подобных факторов, что повышает ресурс остальных деталей автомобиля и обеспечивает надлежащий уровень комфорта для водителя и пассажиров.
К ходовой части автомобиля относятся:
- передняя подвеска;
- задняя подвеска;
- колеса;
- шины.
Рис. 1. Ходовая часть автомобиля
Рассмотрим детально каждую из составляющих ходовой части автомобиля.
ПОДВЕСКА АВТОМОБИЛЯ
Подвеска служит для того, чтобы погасить энергию от столкновений с различными неровностями дороги (ямы или подъемы дорожного покрытия). Такой эффект достигается благодаря тому, что конструкция ходовой части автомобиля не соединяется жестко с кузовом.
Это необходимо для продления срока службы транспортного средства и для повышения уровня комфорта водителя и пассажиров.
В отсутствии жесткой связи можно убедиться, если поднять автомобиль на определенное расстояние от земли: колеса слегка отвиснут и будут свободно двигаться, если к ним прикоснуться. Данный принцип обусловлен особым типом крепления с помощью специальных пружин и рычагов.
Подвески бывают двух основных видов: независимая и зависимая.
НЕЗАВИСИМАЯ ПОДВЕСКА
Независимая подвеска — это тип подвески, в которой колеса на одной оси не имеют жесткой связи и меняют положение независимо друг от друга. Это значит, что при попадании на неровность одно из колес реагирует на дефект, а другое — остается в прежней позиции.
ЗАВИСИМАЯ ПОДВЕСКА
Зависимая — тип подвески, в которой колеса одной оси имеют жесткую связь, то есть соединены специальной балкой. В случае попадания транспортного средства в яму или при наезде на подъем оба колеса меняют положение на идентичный угол.
Недостаток жесткого крепления очевиден. При такой конструкции кузов сильнее раскачивается и с бóльшим ускорением. Почти все неровности дорожного покрытия передаются кузову автомобиля, а далее — людям в салоне. Ситуацию спасают только шины, принимающие «удар» на себя.
С одной стороны, зависимая подвеска считается устаревшей, а с другой стороны – она более простая и надежная, поэтому еще достаточно широко применяется на грузовых автомобилях, полноразмерных рамных внедорожниках и некоторых обычных легковых автомобилях.
Зависимая подвеска бывает двух видов:
- подвеска на продольных рессорах;
- подвеска с направляющими рычагами.
Подвеска на продольных рессорах
Шасси состоит из жесткой балки (моста), которая подвешивается на двух продольных рессорах. Рессора представляет собой упругий элемент подвески, состоящий из скрепленных металлических листов. Мост и рессоры соединяются с помощью специальных хомутов. В данном типе подвески рессора также выполняет роль направляющего устройства, то есть обеспечивает заданное перемещение колеса относительно кузова.
Подвеска с направляющими рычагами
Подвеска с направляющими рычагами дополнительно состоит из 4 диагональных или 3-4 продольных штанг (рычагов) и одной поперечной штанги, называемой «тягой Панара». Каждый рычаг при этом крепится к кузову автомобиля и к жесткой балке. Эти вспомогательные элементы препятствуют боковому и продольному перемещению оси. Присутствует также демпфирующее устройство (амортизатор) и упругие элементы – пружины.
Рессоры, пружины
Упругие детали (рессоры, пружины) — устройства, в задачу которых входит удерживание кузова транспортного средства на определенном уровне и поддерживание качественной связи машины с покрытием. Продолжительное применение этих изделий приводит к постепенному старению металла, его «усталости» из-за регулярных перегрузок. В итоге характеристики автомобиля, влияющие на уровень комфорта, ухудшаются. Изменению подвергается величина клиренса, параметр симметричности нагрузки, углы расположения колес и другие параметры. Важно понимать, что пружины, а не амортизаторы поддерживают массу машины. Если уменьшается дорожный просвет и транспортное средство «просаживается» без нагрузки, пора устанавливать новые пружины.
Элементы рессорной зависимой подвески
- Металлическая балка (мост). Это основа конструкции, представляет из себя жесткую металлическую ось, которая соединяет два колеса.
- Рессоры. Каждая рессора – это набор металлических листов, имеющих эллиптическую форму и разную длину. Все листы соединены между собой. Рессоры соединяются с осью зависимой подвески с помощью хомутов. Данный компонент выполняет функции направляющего и упругого элемента, а также частично демпфирующего устройства (амортизатора) за счет межлистового трения. В зависимости от количества листов рессоры называются мало- и многолистовыми.
- Кронштейны. При помощи кронштейнов рессоры крепятся к кузову. Один из кронштейнов при этом перемещается продольно (качающаяся серьга), а другой закреплен неподвижно.
Элементы пружинной зависимой подвески
- Металлическая балка (мост)
- Упругий элемент (пружина)
- Демпфирующий элемент (амортизатор)
- Реактивные штанги (рычаги)
- Стабилизатор поперечной устойчивости
Рис. 2. Пружинная подвеска
Стабилизатор поперечной устойчивости (СПУ)
Это элемент ходовой части, необходимый для улучшения управляемости и снижения уровня крена автомобиля при вхождении в поворот. При резком маневре одна сторона авто прижимается к поверхности дороги, а вторая — наоборот, «отрывается» от покрытия. Задача СПУ — предотвратить этот отрыв и обеспечить достаточное прижатие «отрывающейся» стороны транспортного средства к дороге. Кроме того, в случае наезда автомобиля на препятствие СПУ закручивается и гарантирует быстрый возврат колеса на первоначальную позицию.
Амортизатор
Элемент демпфирования (амортизатор) — устройство ходовой части, обеспечивающее гашение кузовных колебаний, возникающих из-за наезда на неровности дорожного покрытия, а также по причине появления инерционных сил. Амортизатор также ограничивает колебания неподконтрольных элементов (балки, мостов, шин, ступицы и прочих) по отношению к кузову. В итоге качество контакта колеса и поверхности дорожного покрытия улучшается.
Рис. 3. Амортизаторы
Почему амортизаторы являются такими важными?
Основное предназначение амортизатора – удерживать постоянный контакт колеса с дорогой, обеспечивая наилучшее сцепление и контроль. Когда автомобиль попадает на неровное дорожное полотно, подвеска двигается вертикально, способствуя сохранению стабильности, контроля и комфорта пассажиров. Надежное сцепление колес с дорогой обеспечивает эффективность ускорения и торможения и стабильность при поворотах на дорожном полотне различного вида. Для выполнения этих функций каждый амортизатор должен быть полностью исправен.
ШИНЫ
Шины — устройства, которые первыми принимают на себя негативные воздействия ям или «наростов» на поверхности дорожного покрытия. Благодаря определенной упругости, покрышки уменьшают колебания и играют роль индикаторов состояния подвески. Если рисунок стирается неравномерно — это один из признаков нарушения работы элементов ходовой части (свидетельствующий, например, об уменьшении сопротивления подвески автомобиля).
ЭЛЕМЕНТЫ ХОДОВОЙ ЧАСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВЕННЫЙ КОНТАКТ С ПОКРЫТИЕМ
Качество контакта с поверхностью дороги зависит не только от шин, упругих и демпфирующих узлов (амортизатора, пружин) – не меньшее значение на практике имеют дополнительные элементы ходовой части.
Направляющие детали
К этим элементам ходовой части относятся торсионы, рессоры и рычажная система, обеспечивающие кинематику взаимодействия кузовной части и колес. Главная функция направляющих узлов – поддержание перемещающегося вверх или вниз колеса в одной плоскости вращения. Другими словами, последнее должно находиться приблизительно в одной позиции, под углом 90° к дороге. При нарушении геометрии направляющих узлов автомобиль становится непредсказуемым на дороге, протектор покрышек быстро изнашивается, уменьшается ресурс амортизаторов и других элементов подвески.
Вспомогательные упругие узлы автомобиля
К этой группе деталей относятся резинометаллические шарниры, которые еще называют буферами сжатия. В их задачу входит подавление вибраций и высокочастотных колебаний, возникающих от взаимодействия металлических элементов ходовой части. Наличие этих узлов способствует повышению ресурса деталей подвески автомобиля, а именно амортизаторов. Вот почему так важно проверять состояние резинометаллических деталей, обеспечивающих соединение подвески. Чем лучше выполняют работу вспомогательные упругие элементы, тем дольше служат амортизаторы.
ЧТО МОЖЕТ ПОВРЕДИТЬ ХОДОВУЮ ЧАСТЬ?
Среди множества факторов, приводящих к повреждению ходовой части, наиболее частой причиной являются выбоины. Кроме того, любые инородные предметы или мусор на дороге, могут вызвать проблемы с ходовой частью. Например, если ваше авто не предназначено для гравия, то движение по гравийной дороге может очень легко повредить ходовую часть.
Еще один фактор, которого следует опасаться, — это соль с дороги. Если вы едете по заснеженной местности, велика вероятность того, что дороги посыпаны солью для предотвращения образования льда. Со временем соль, попавшая на ходовую часть, может оказывать на нее разъедающее действие. Для предупреждения коррозии автомобиля из-за дорожной соли рекомендуется нанести на него герметик. Покрывая свой автомобиль воском, вы можете предотвратить любые повреждения, которые могут быть вызваны коррозией, что также может значительно продлить срок службы вашего автомобиля.
Срок эксплуатации ходовой части напрямую зависит от условий работы автомобиля. Если часто ездить по бездорожью, безусловно, подвеска выйдет из строя значительно быстрее. Если вы активно используете автомобиль для поездок по бездорожью, то регулярно проверяйте на СТО данный узел: ходовая часть автомобиля в таком случае сможет прослужить значительно дольше.
НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ХОДОВОЙ ЧАСТИ
Обратите внимание на признаки, свидетельствующие о том, что необходимо обратиться в автосервис для диагностики состояния ходовой части.
- Автомобиль начинает заносить в сторону. Причинами могут быть: нарушение структуры передних колес, резкая смена показателей давления, сильный износ или нарушение расположение переднего и заднего моста.
- Усилились вибрации при попадании колес в ямы и на ухабы. Это свидетельствует о поломке амортизатора или рессоры – чаще всего из-за износа.
- При вождении слышно, что подвеска начинает стучать. В таком случае, возможно, вышли из строя амортизаторы.
- Скрип при торможении. Существует вероятность поломки амортизатора или рессоры, а также выхода из строя стабилизатора или крепления амортизатора.
Детали, относящиеся к ходовой части автомобиля, можно приобрести в нашем интернет-магазине.
https://webshop-ua.intercars.eu/chitaite-ru/News/khodovaia-chast-avto-chto-zachem-y-pochemu