vsc4x4.ru Гбо Техническое обслуживание автомобиля: что такое ТО, основные работы, как сэкономить

Содержание

Техническое обслуживание автомобиля: что такое ТО, основные работы, как сэкономить

На протяжении всей истории существования автомобиля техническое обслуживание было обязательным условием его эксплуатации. Без ТО даже самый удачный с точки зрения надёжности экземпляр не прослужит и половины заложенного в него ресурса. Чем это обусловлено? Автомобиль состоит из 10-15 тыс. компонентов. 200-300 из них физически невозможно сделать одинаково долговечными. Суть техобслуживания заключается в поддержании работоспособности и функциональности компонентов с малым ресурсом.

Что такое техническое обслуживание (ТО)

Техническое обслуживание (ТО) автомобиля — это профилактические мероприятия, нацеленные на поддержание всех элементов и узлов в надлежащем техническом состоянии. Периодичность и состав работ нормируются регламентом, который разрабатывается производителями индивидуально для каждой модели. Фактически ТО позволяет “уравнять” ресурс компонентов автомобиля с разной ресурсоёмкостью.

Пример. Кузов, салон, декоративные элементы при благоприятных условиях способны “выдержать” пробег сотни тысяч километров. Ресурс моторного масла, тормозных колодок, свечей зажигания, шин и многих других компонентов — исчисляется десятками тысяч километров. Это слабое звено автомобиля. Чтобы условная цепь не треснула раньше, чем задумал производитель, эти звенья необходимо своевременно обслуживать.

Что входит в техническое обслуживание

Предусмотренное регламентом ТО делится по видам работ на три основные категории:

  1. Диагностика.
  2. Регулировки.
  3. Замена.

Диагностика — это процедура, нацеленная на выявление неочевидных неисправностей. Самой простой её разновидностью является визуальный осмотр. В ходе его проведения можно выявить течи жидкостей, механические поломки, деформированные детали, прогары, коррозию. При должном опыте визуально возможно оценить состояние моторного масла, тормозных колодок, эластичных втулок, пыльников.

Более глубокая диагностика систем выполняется с применением специального инструмента. Сюда относится проверка давления в шинах, компрессии в цилиндрах двигателя, напряжения бортовой сети, тока утечки. Применяя ещё более сложное оборудование, можно оценить правильность геометрии кузова и колёсных дисков, определить корректность работы электронных блоков, найти ошибки, не отображаемые на панели приборов.

Регулировки — это работы, направленные на восстановление параметров автомобиля до состояния, предусмотренного производителем. Это настройка зажигания и впрыска, развала-схождения колёс, различных зазоров и других характеристик. Для выполнения всегда требуются те или иные инструменты, а в ряде случаев и дорогостоящее профессиональное оборудование.

Замена — это работы, нацеленные на замену исчерпавших свой ресурс компонентов. В ходе ТО меняется моторное масло, охлаждающая и тормозная жидкости, фильтры. Реже, но тоже нуждаются в замене поршневые кольца, тормозные колодки, ремень ГРМ, аккумуляторная батарея.

Какие последствия могут быть, если не пройти ТО

Наиболее внимательно к ТО вынуждены относиться владельцы новых автомобилей, на которые распространяется гарантия производителя. Игнорирование положенного обслуживания приводит к её аннулированию. То же самое касается случаев, когда ТО проводится не в полной мере, выборочно. Однако такое встречается редко, поскольку по гарантии автомобиль обслуживается бесплатно.

Совсем другая мотивация у владельцев машин, гарантия на которые давно вышла. ТО проводится с целью поддерживать автомобиль в работоспособном состоянии. За деньги. У дилера, на сторонних СТО (станция технического обслуживания), своими руками — неважно. Если систематически не проходить ТО, резко возрастает вероятность столкнуться со следующими неприятностями:

  1. Автомобиль станет небезопасным.
  2. Будет чаще ломаться и подводить.
  3. Увеличится расход топлива.
  4. Ускорится износ ресурсоёмких деталей.
  5. Возникнут серьёзные поломки.
  6. Общий ресурс и состояние — ухудшатся.
  7. Снизится рыночная стоимость авто.

А самое печальное то, что все перечисленные проблемы повлекут за собой потери (и не только финансовые), несоизмеримые с затратами на ТО.

Периодичность проведения технического обслуживания

Устанавливается заводом-производителем и излагается в регламенте, который можно найти в оригинальном руководстве по эксплуатации. В правильно составленном регламенте содержится следующая информация:

  • виды ТО;
  • периодичность проведения;
  • перечень работ, которые необходимо выполнить;
  • параметры, которых следует придерживаться;
  • спецификации и допуски.

Периодичность проведения техобслуживания определяется по одному из двух критериев — пробегу в километрах или времени эксплуатации. На что ориентироваться? Зависит от того, что наступило первым — пробег или время.

Пример. Моторное масло по регламенту положено менять либо каждые 10 тыс. км, либо раз в год. Если за год машина не проехала указанного расстояния, масло всё равно надо менять (сезонное ТО). И наоборот. Если 10 тыс. км пройдены менее, чем за год, дожидаться его окончания нельзя. Аналогично рассчитывается периодичность для всех предусмотренных производителем сервисных мероприятий.

Как выбрать место для проведения ТО

Для проведения всех основных видов технического обслуживания требуются знания, опыт, инструменты и оборудование. Исключением является только ежедневное ТО, которое в соответствии с правилами дорожного движения водитель обязан проводить сам, перед каждым выездом. Для того, чтобы проверить уровни жидкостей, давление в шинах, лампочки в фарах и фонарях — особые приспособления не нужны. Они должны быть у каждого автовладельца.

Для проведения более сложных ТО есть три варианта:

  1. Официальный дилер.
  2. Сторонние СТО.
  3. Самостоятельно обслуживание.

Рассмотрим ключевые критерии выбора среди этих вариантов.

Официальный дилер

У него вынуждены обслуживаться владельцы новых легковых автомобилей. Это обязывает делать гарантия производителя (а иногда и условия кредита под залог). ТО у официального дилера имеет как свои плюсы, так и минусы. О них рассказано ниже. Основное преимущество — высокое качество и бесплатность, если автомобиль ещё на гарантии.

Сторонние СТО

Это самый основной вариант, если машина уже не на гарантии, а обслуживать её желание не пропало. В отличие от дилеров, на сторонних СТО могут быть проблемы с качеством и полноценностью выполнения ТО. Зато этот способ дешевле, проще и быстрее, чем следующий. Главное — найти достойную мастерскую с квалифицированным персоналом.

Самостоятельное обслуживание

Подходит для тех, кто хочет:

  • максимально сэкономить на ТО;
  • контролировать качество на все 100%;
  • не зависеть от загруженности дилеров и СТО;
  • самостоятельно выбирать удобное время для обслуживания автомобиля.

Чтобы проводить ТО дома в гараже, придётся обзавестись инструментом и оборудованием, а также научиться им пользоваться. Ещё не обойтись хотя бы без базового понимания устройства и принципа работы узлов автомобиля. Без смотровой ямы или эстакады полноценно все ТО тоже выполнить не получится. Существенно упростить работу поможет универсальное смазочное средство BIG D-40 .

Стоимость техобслуживания

Если авто на гарантии и обслуживается у официального дилера, то это бесплатно. Столько же обходится ТО, выполняемое своими силами. Обращение в сторонние СТО при любых раскладах будут стоить каких-то денег за услуги. Но это, как правило, дешевле, чем обслуживание негарантийного автомобиля у дилера.

Если услуга платная, то её стоимость определяется на основании базовых тарифов организации и складывается из работ, которые требуется выполнить. Чем сложнее операция, тем она дороже.

Как сэкономить на техническом обслуживании

Первые 2-3 года владения новым автомобилем не игнорируйте дилерское обслуживание. Это максимально экономично. По завершении этого периода будьте готовы переплачивать. За квалификацию мастеров. За оборудование, на котором они работают. За оригинальные запчасти и расходники. За эмблему на здании, которая такая же, как на вашем автомобиле.

Когда гарантия на машину истекает, есть смысл поискать для проведения ТО хорошее стороннее СТО. Как его найти, рассказано ниже. В данном случае уже можно сэкономить несколькими способами. Во-первых, вы уже не будете переплачивать за то, что перечислено в предыдущем абзаце. Во-вторых, никто вам не откажет в применении неоригинальных запчастей и расходников. Более того, вы сами можете заморочиться, и перерыть весь Интернет (или авторынок) в поиске самого “вкусного” в плане соотношения цены и качества.

Теоретически наибольшая экономия светит при самостоятельном обслуживании. Однако здесь есть подводные камни. Покупка инструментов, приспособлений, оборудования — влетит в копеечку. И в неслабую. На первых порах экономии точно видно не будет. Но вот в долгосрочной перспективе — вполне может быть.

Виды ТО и их особенности

Если не брать во внимание ежедневный осмотр, возложенный на водителя правилами дорожного движения, ТО бывает двух видов:

  1. Плановое.
  2. Внеплановое.

Рассмотрим, чем они принципиально отличаются.

Плановое ТО

Плановое ТО — проводится в соответствии с регламентом, разработанным производителем. Выполняется независимо от текущего состояния автомобиля. Даже если он в идеале. Нужный момент для проведения планового ТО определяется по пробегу или времени эксплуатации. Цель — продлить общий срок службы автомобиля, предупредить возможные поломки, поддержать технику в надлежащем состоянии.

Что входит в плановое ТО

Плановым ТО предусматривается:

  • общая диагностика;
  • замена рабочих жидкостей;
  • замена фильтров;
  • замена быстроизнашивающихся деталей (свечи, ремни, ролики, колодки);

Что именно нужно делать, и как — расписано в регламенте индивидуально для каждого легкового автомобиля. На перечень выполняемых работ влияет также комплектация. Чем больше дополнительный опций, тем больше мероприятий.

Как часто нужно проходить плановое ТО

Частота тоже нормируется регламентом. Обычно ТО подразделены на подвиды — ТО-1, ТО-2… Для каждого из них предусмотрена своя периодичность выполнения. Например, первое обслуживание надо проходить каждые 10 тыс. км или раз в год. Второе через 20 тыс. км, третье через 60, и так далее. При прохождении второго и последующих ТО, как правило, попутно выполняются работы, предусмотренные предыдущими.

Внеплановое ТО

Внеплановое ТО — проводится вынужденно, не по графику и регламенту. Причин для этого может быть несколько:

  • ухудшение характеристик;
  • повысился расход;
  • появился посторонний шум;
  • выявлена утечка жидкости;

Ещё внеплановое обращение в сервис может быть обусловлено кардинальным изменением условий эксплуатации автомобиля.

Какие работы могут выполняться при внеплановом ТО

Работы при внеплановом ТО не диктуются регламентом или каким-то однозначным перечнем. Необходимость выполнения того или иного мероприятия определяется по факту обращения в сервис, а также после проведения диагностики. Например, если внезапно захрустел ШРУС, то вам не нужно менять масло и далее по списку… Выполняется локальный ремонт, устраняется только возникшая проблема и, возможно, выявленные попутно при диагностике.

Исключение. Регламентные работы могут проводиться внепланово перед техосмотром, для успешного прохождения которого автомобиль нужно “привести в порядок”.

Какие последствия могут быть, если не провести внеплановое ТО

Игнорирование внепланового ТО может закончиться серьёзными проблемами. Которые, как минимум, ударят по карману, или что ещё хуже, приведут к потери здоровья или жизни. Если есть цель пройти техосмотр, то после обслуживания это будет намного легче сделать.

Сравнение проведения ТО у официального дилера и на сторонней СТО

Между ТО у дилера и на сторонней СТО есть ряд ощутимых отличий.

Официальный дилер

Его услугами обычно пользуются, когда автомобиль на гарантии или “связаны руки” условиями кредита. Однако это не значит, что у дилерского сервиса нет плюсов.

Преимущества и недостатки проведения ТО у официального дилера

Основное преимущество обслуживание у дилера заключается в бесплатности и поддержании срока действия гарантии. Кроме этого, у официалов есть оборудование, “заточенное” под ваш автомобиль. А также специалисты, имеющие соответствующий профиль и опыт в нужных направлениях. По совокупности за счёт этих факторов повышается качество.

Но вместе с ним повышается и стоимость обслуживания негарантийного автомобиля. Вашу попытку сэкономить на неоригинальных комплектующих и фирменных расходниках тоже, вряд ли, одобрят.

Сторонние СТО

Владельцы СТО заинтересованы в том, чтобы их клиенты были полностью удовлетворены сервисом. Отсюда вытекают как плюсы, так и минусы данного подхода.

Преимущества и недостатки проведения ТО в сторонней СТО

Основной плюс заключается в стоимости услуг. Независимые СТО проявляют максимальную лояльность к своим клиентам, и помогают (скорее, не мешают) вам экономить. Недостатки тоже есть. Основной — сложно найти сервис, укомплектованный профессиональным оборудованием и квалифицированными мастерами.

Самостоятельное техническое обслуживание автомобиля

Располагая знаниями и умением работать руками, а также некоторыми инструментами, ТО вполне можно проводить самостоятельно.

Какие работы можно выполнить самостоятельно

Сделать можно абсолютно все работы, предусмотренные регламентом. Перечень ограничивается только вашими навыками и инструментами, которые есть в наличии. Чаще всего невозможно сделать только то, для чего требуется профессиональное оборудование. Например, комплект для проверки развала-схождения.

Какие инструменты и материалы нужны для самостоятельного ТО

Для выполнения самостоятельного ТО применяются следующие инструменты и материалы:

  1. Смотровая яма или эстакада.
  2. Хороший набор ключей.
  3. Динамометрический ключ.
  4. Компрессометр.
  5. Манометр.
  6. Мультиметр.
  7. Ареометры.
  8. Домкрат.
  9. Силиконовая смазка BIG D.
  10. Набор щупов.

Такой комплект обойдётся недёшево, и окупится не сразу. Но если вы настроились обслуживать свою машину, то очень быстро ощутите все преимущества такого подхода.

Что ещё нужно знать о техническом обслуживании автомобиля

В завершение кратко разберём несколько неочевидных нюансов, связанных с ТО.

Отличия техобслуживания и техосмотра

Техобслуживание — это процедура, нацеленная на поддержание автомобиля в надлежащем состоянии. Техосмотр — это проверка состояния с целью оценки технического состояния и его соответствия нормам ПДД. Наглядная аналогия — лечение и медосмотр.

Как проверить качество выполненного ТО

О качестве проведённого ТО вам “скажет” сам автомобиль в процессе эксплуатации. Если между регламентными работами без веских причин не возникло никаких проблем, значит всё сделано на уровне.

Как выбрать надёжного исполнителя для ТО

О качестве сервиса можно узнать двумя способами — на личном опыте, или на опыте других. Первый способ надёжнее и достовернее, но может быть дороже. Второй проще и дешевле, но 100% гарантии никто вам не даст.

Стоит ли экономить на техобслуживании автомобиля

Однозначно не стоит. По сравнению с проблемами, которые могут возникнуть из-за эксплуатации необслуженного автомобиля, расходы на ТО — копеечные. Тем не менее, немного сэкономить возможно. Но только не за счёт качества.

Выводы: основные принципы технического обслуживания автомобиля

Проведение ТО — это единственный способ поддержки узлов и агрегатов авто в технически исправном состоянии на протяжении длительного срока эксплуатации. Проводится по регламенту, разработанному производителем индивидуально для каждой модели и комплектации. Обслуживаться можно у дилеров, на СТО или самостоятельно. Какой бы подход вы не выбрали, главное — ТО должно делаться не для галочки.

https://bigdauto.ru/informaciya/tehnicheskoe-obsluzhivanie-avtomobilya-chto-takoe-osnovnye-raboty-kak-sekonomit/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Обзор ГБО 4 поколенияОбзор ГБО 4 поколения

Обзор ГБО 4 поколения Несмотря на то, что уже много лет автосервисы предлагают клиентам монтаж современного газобаллонного оборудования 5 и 6 поколения, большинство автолюбителей по-прежнему отдают предпочтение четвертому. Оно продолжает

Какой штраф за ГБО без документовКакой штраф за ГБО без документов

Какой штраф за ГБО без документов Процедура монтажа газобаллонного оборудования строго регламентируется нормами действующего законодательства. Согласно Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (редакция с

Устройство и схема работы ГБОУстройство и схема работы ГБО

Устройство и схема работы ГБО Описание и назначение основных элементов. Принцип работы устройства и схема газобаллонной установки. Основные элементы Принцип работы Схема установки Схема газобаллонного оборудования наиболее распостраненного четвертого поколения