Трансмиссионные масла: полный гайд по классификации, маркировкам и свойствам смазки
Трансмиссионное масло — это сложная по составу жидкость, предназначенная для смазывания трущихся деталей, а также для охлаждения их при нагревании. Она должна обладать определенными свойствами, которые обеспечивают ее высокую эксплуатационную надежность.
Наша редакция, совместно с профессиональным автомехаником, подготовила большой материал про трансмиссионные масла — все что необходимо о них знать.
Трансмиссионное масло (ТМ) — это специальный вид масла, который используется для смазки и защиты внутренних деталей трансмиссии автомобиля. Трансмиссия — это система передачи крутящего момента от двигателя к колесам. ТМ не только смазывает детали трансмиссии, но и выполняет важные функции, такие как охлаждение, защита от коррозии и уменьшение шума и вибрации. Классификация и маркировка ТМ зависят от типа трансмиссии и требований производителя автомобиля.
Виды трансмиссионных масел
По типу базового масла
По типу базового масла можно выделить 3 типа трансмиссионных масел:
Это базовые масла, которые получают из нефти. В качестве основы для них может быть использован мазут или нефтяные дистиллятные масла. Минеральные масла отличаются высокой термической и окислительной стабильностью, хорошей совместимостью с деталями трансмиссии и обеспечивают надежную защиту при повышенных температурах. Основным недостатком минеральных масел является их низкая термоокислительная стабильность, поэтому они быстро теряют свои свойства в условиях высоких температур.
Синтетические масла имеют высокие моющие свойства, они способны растворять продукты износа. Такие масла могут использоваться в коробках передач автомобилей, где требуется высокая защита от износа.
Это смеси минеральных и синтетических масел, в которых содержится до 40% синтетических масел. Они предназначены для коробок передач и раздаточных коробок автомобилей, работающих в условиях, когда требуется более низкая степень защиты от износа и коррозии.
По сфере применения
Трансмиссионные масла бывают разных типов в зависимости от сферы применения, их можно разделить на несколько групп:
- Масла для механических трансмиссий (MTF) — используются в механических коробках передач, которые имеют ручную или педальную передачу.
- Масла для автоматических трансмиссий (ATF) — используются в автоматических коробках передач, которые переключают передачи автоматически.
- Масла для вариаторов (CVT) — используются в трансмиссиях с вариатором, который позволяет бесступенчато изменять передаточное отношение.
- Масла для роботизированных трансмиссий (DSG) — используются в роботизированных коробках передач, которые имеют роботизированную механическую передачу.
- Масла для раздаточных коробок (T-case) — используются в раздаточных коробках, которые переключают режимы передачи на задние и передние колеса.
Каждый из этих типов масел имеет свои особенности и требования к свойствам, поэтому выбор масла должен быть сделан в соответствии с требованиями производителя автомобиля и конкретной модели трансмиссии.
Функции трансмиссионного масла
Основные функции трансмиссионных масел:
- Устранение износа трущихся поверхностей.
- Предотвращение образования ржавчины на трущихся поверхностях.
- Снижение трения, повышение износостойкости деталей.
- Вытеснение из зоны трения продуктов износа деталей (шлаков, нагара, окалин и др.).
- Промывка деталей и узлов трансмиссии.
- Защита от коррозии. При этом смазочный материал должен обладать антикоррозионными свойствами. Поддержание смазочных свойств в течение всего срока службы.
- Повышение эффективности работы трансмиссий.
- Увеличение срока эксплуатации агрегатов трансмиссии за счет снижения износа трущихся деталей.
Мнение эксперта
Дмитрий Смирнов
Опытный автомеханик, специализирующийся на автомобильных маслах и жидкостях. Дмитрий помогает автовладельцам выбрать и использовать правильное масло для своих машин.
В процессе эксплуатации трансмиссионных масел происходит значительное увеличение их вязкости, поэтому они требуют частой замены. Это необходимо для того, чтобы не допустить износ деталей и узлов трансмиссии. Если же масло менять слишком часто, то могут выйти из строя подшипники, подшипники скольжения, валы, зубчатые колеса, шестерни, а также другие детали трансмиссии.
Для того чтобы избежать преждевременного износа деталей, необходимо соблюдать периодичность замены масла. Она зависит от условий, в которых эксплуатируется автомобиль, и от пробега. Однако даже при идеальном уходе за автомобилем не следует забывать, что это все-таки транспортное средство, которое периодически нуждается в обслуживании.
Свойства трансмиссионного масла
Алексей Кузнецов
Автомеханик с более чем 15-летним стажем. Алексей отвечает за качество и достоверность публикуемой информации.
Масло защищает от коррозии, износа и окисления, обеспечивает плавное переключение передач и уменьшает трение. В зависимости от условий эксплуатации в трансмиссию автомобиля заливают трансмиссионные масла с различными свойствами. Например, масла GL-5 предназначены для эксплуатации в условиях низких температур, а масла GL-4 – в условиях высоких температур.
— Алексей Кузнецов Автомеханик с более чем 15-летним стажем. Алексей отвечает за качество и достоверность публикуемой информации.
Для того чтобы масло лучше смазывало зубчатые передачи, в него добавляют присадки. Присадки – это вещества, которые улучшают свойства масла.К ним относятся антиокислительные присадки, противоизносные присадки и др. Антиокислительными присадками с давних пор пользуются производители масел.
Они уменьшают или полностью устраняют способность масла окисляться. При работе в масле происходит окисление, а это приводит к снижению его свойств. Из-за окисления масла происходят изменения в его структуре.
Классификация трансмиссионных масел
Рассмотрим существующие виды классификаций трансмиссионных масел.
Классификация API
По системе API классы масел различаются по качеству. Это значит, что чем выше класс масла, тем лучше оно противостоит износу и хуже — силам трения. Также масла разных классов имеют различную вязкость. Это означает, что масла одного класса не могут полностью заменять друг друга.
Мнение эксперта
Дмитрий Смирнов
Опытный автомеханик, специализирующийся на автомобильных маслах и жидкостях. Дмитрий помогает автовладельцам выбрать и использовать правильное масло для своих машин.
Например, масло класса GL-4 не может быть заменено маслом класса GL-5. Масла классов GL-3 и GL-4 могут быть использованы вместе для увеличения срока службы трансмиссии, но их замена маслом класса GL-5 приведет к уменьшению срока службы коробки передач.
Классификация трансмиссионных масел по системе API (American Petroleum Institute) представлена в таблице ниже:
Класс API (допуски) | Описание |
---|---|
GL-1 | Минеральные масла для механических коробок передач без требований к эксплуатационным свойствам |
GL-2 | Минеральные масла для механических коробок передач с умеренной нагрузкой |
GL-3 | Минеральные масла для механических коробок передач с высокой нагрузкой |
GL-4 | Минеральные масла для механических коробок передач с высокой нагрузкой, улучшенной защитой от износа и коррозии |
GL-5 | Минеральные масла для механических коробок передач с очень высокой нагрузкой, содержащие присадки для защиты от износа, коррозии и окисления |
GL-6 | API GL-6 был признан устаревшим в 1995 году и больше не используется, поскольку класс API GL-5 считается достаточным для удовлетворения самых жестких требований. Когда API GL-6 еще использовался, он обозначал масла для очень тяжелых условий, включая высокие скорости скольжения и значительные ударные нагрузки. Эти масла содержали до 10% высокоэффективных противозадирных присадок. В 2011 году по крайней мере одна компания предлагала новое масло API GL-6 на основе полиольного эфира, преимущественно для гоночных приложений. Применение ограничивается некоторыми типами ручных передач, но можно ожидать улучшения в BSFC около 5% в стандартных погодных и водительских условиях и до 15-20% в холодных экстремальных условиях (например, в Арктике). |
MT-1 | Масла для механических коробок передач с улучшенными эксплуатационными свойствами, предназначенные для снижения износа и увеличения срока службы |
TO-4 | Масла для гидравлических систем и трансмиссий в тяжелых условиях эксплуатации, содержащие присадки для увеличения срока службы |
Классификация API позволяет выбрать трансмиссионное масло, соответствующее требованиям конкретной трансмиссии, и обеспечить надежную защиту от износа и коррозии, а также увеличить срок службы механизмов трансмиссии.
Классификация трансмиссионных масел по ГОСТ
Согласно ГОСТ у, трансмиссионные жидкости классифицируют по группам по нагруженности коробки передач, по вязкости и по уровню эксплуатационных свойств. По нагруженности коробки передачи трансмиссионное масло должно соответствовать следующим группам:
- для коробок передач с передаточными числами в пределах от 4,27 до 7,0 – группа «А»; с передаточными отношениями более чем 7,0 и до 10,9 – группа «2»;
- с передаточным числом свыше 10,9 и до 14,0 – группа «1»; с передачами выше 14,0 – «0». По вязкости трансмиссионная жидкость подразделяется на следующие группы:
- группа «В» – для коробок передач со скоростями включения до 10 %, т. е. для скоростей включения до 70 км/ч;
- группа «С» – для скоростей включения свыше 10 %, но не более 60 %;
- группа «D» – для скорости включения свыше 60 %, но не менее 40 %.
Для коробок передач, не имеющих принудительной блокировки, допускается использовать трансмиссионную жидкость группы «Е».
Классификация по степени вязкости — маркировка SAE
По степени вязкости SAE подразделяются на летние (80, 85, 90, 140 и 260) и зимние (70W, 75W, 80W и 85W). При выборе трансмиссионного масла необходимо учитывать, что для работы в зимних условиях, т. е. при низких температурах, применяют трансмиссионные масла, имеющие низкую вязкость, а для работы летом – масла с высокой вязкостью.
Класс SAE | Расшифровка | Минимальная рабочая температура | Максимальная рабочая температура |
---|---|---|---|
75W | Масла с низкой вязкостью при низких температурах и стабильной вязкостью при высоких температурах, рекомендуются для использования в холодных климатических условиях | -54 °C | 100 °C |
80W | Масла с умеренной вязкостью при низких температурах и стабильной вязкостью при высоких температурах, рекомендуются для использования в умеренных климатических условиях | -40 °C | 100 °C |
85W | Масла с высокой вязкостью при низких температурах и стабильной вязкостью при высоких температурах, рекомендуются для использования в теплых климатических условиях | -26 °C | 100 °C |
80 | Масла с умеренной вязкостью при высоких температурах, рекомендуются для использования в умеренных климатических условиях | -26 °C | 100 °C |
85 | Масла с высокой вязкостью при высоких температурах, рекомендуются для использования в теплых климатических условиях | -12 °C | 100 °C |
90 | Масла с высокой вязкостью при высоких температурах, рекомендуются для использования в тяжелых условиях эксплуатации | -12 °C | 100 °C |
Что такое индекс вязкости
Индекс вязкости (VI) трансмиссионного масла — это числовая характеристика способности масла сохранять свою вязкость при изменении температуры. Чем выше индекс вязкости, тем меньше изменение вязкости масла при изменении температуры. Индекс вязкости трансмиссионного масла измеряется по шкале от 0 до 100.
Высокий индекс вязкости указывает на то, что масло имеет стабильную вязкость при широком диапазоне температур. Это важно, так как при низких температурах трансмиссионное масло может слишком сильно загустеть, что затруднит его прокачку и работу, а при высоких температурах масло может разжижаться, что ухудшит его защитные свойства.
Индекс вязкости трансмиссионного масла зависит от состава и присадок масла, поэтому разные масла могут иметь различный индекс вязкости. Например, синтетические масла обычно имеют более высокий индекс вязкости, чем минеральные масла. Важно выбирать трансмиссионное масло с соответствующим индексом вязкости для оптимальной работы трансмиссии при различных температурах.
Мнение эксперта
Дмитрий Смирнов
Опытный автомеханик, специализирующийся на автомобильных маслах и жидкостях. Дмитрий помогает автовладельцам выбрать и использовать правильное масло для своих машин.
Например, индекс вязкости 100 указывает на то, что масло имеет стабильную вязкость в широком диапазоне температур, то есть при разнице температур от -40°C до +100°C. Если индекс вязкости масла ниже 100, то масло более чувствительно к изменениям температуры и может ухудшить работу трансмиссии. Если индекс вязкости масла выше 100, то масло более устойчиво к изменениям температуры и может лучше защитить трансмиссию.
Какое масло заливать в коробку передач зимой и летом
Выбор масла для коробки передач – дело ответственное, так как от этого зависит не только бесперебойная работа трансмиссии, но и срок эксплуатации самого автомобиля. На этот вопрос не существует точного ответа, и каждый автолюбитель выбирает сам, исходя из своих предпочтений и финансовых возможностей.
Летние масла предназначены для эксплуатации в условиях жаркого климата, при температуре воздуха до плюс сорока градусов. Такие масла обеспечивают надежную работу коробки во время движения автомобиля на высоких скоростях, а также в условиях повышенной влажности воздуха.
Зимнее масло предназначено для эксплуатации коробки в условиях низких температур. Эти масла имеют специальный состав, благодаря которому обеспечивается плавная и уверенная работа коробки передач.
Всесезонные трансмиссионные масла являются универсальными трансмиссионными маслами, которые можно использовать круглый год. Они производятся в соответствии с требованиями API GL-3 и GL-4. Эти масла предназначены для автомобилей, где эксплуатация в зимний период не является обязательным требованием. Обычно всесезонные масла имеют вязкость от 40 до 75 мм2/с (сСт) при 100° С.
Како масло заливать зимой?
В зимний период, когда температура окружающей среды может опускаться ниже нуля, рекомендуется использовать трансмиссионные масла с низкой вязкостью, то есть масла с меньшим значением SAE вязкости, такие как SAE 75W, SAE 80W или SAE 85W. Эти масла легче протекают через систему смазки и могут обеспечить более быстрое и эффективное смазывание при холодных температурах.
Масло в коробку на лето
В летний период, когда температура окружающей среды повышается, рекомендуется использовать трансмиссионные масла с более высокой вязкостью, такие как SAE 80, SAE 90 или SAE 85W-90. Эти масла имеют более высокое значение SAE вязкости и могут обеспечить более надежное смазывание и защиту коробки передач при повышенных температурах.
Однако, если производитель автомобиля предписывает определенный тип масла для конкретной модели и условий эксплуатации, то необходимо придерживаться рекомендаций производителя.
Какая вязкость лучше?
От вязкости зависит прочность масляной пленки, а также способность трансмиссии справляться с высокой нагрузкой. На практике это означает, что чем выше вязкость масла, тем меньше оно подвержено проскальзыванию и, соответственно, более устойчиво к высоким нагрузкам:
- На рынке существует огромное количество трансмиссионных масел, но для начала следует разобраться, какие из них подходят для конкретной модели автомобиля. И здесь есть одна особенность: многие производители автомобилей, желая избежать проблем с эксплуатацией трансмиссий, ограничивают производителей трансмиссионных жидкостей в выборе вязкости.
- Это делается для того, чтобы в случае возникновения проблем, связанных с трансмиссией, была возможность найти и купить масло той же вязкости, которая залита в автомобиль. В то же время есть производители, которые не ограничивают выбор вязкости трансмиссионной жидкости для своего автопроизводителя.
Инструкция как выбрать правильное трансмиссионное масло
Спецификация автомобиля | Тип масла | Вязкость по SAE | Индекс вязкости | Минимальная температура, °C | Максимальная температура, °C | Дополнительные требования |
---|---|---|---|---|---|---|
API GL-4 | Минеральное | 75W-80 | 150-200 | -40 | +120 | Совместимость с латунью и бронзой |
Синтетическое | 75W-90 | 170-250 | -50 | +150 | Сниженный уровень шума | |
Полусинтетическое | 80W-85 | 150-200 | -40 | +120 | Улучшенная стойкость к окислению | |
API GL-5 | Минеральное | 80W-90 | 150-250 | -26 | +110 | Стойкость к высоким нагрузкам |
Синтетическое | 75W-90 | 180-250 | -50 | +150 | Улучшенная стойкость к окислению | |
Полусинтетическое | 85W-140 | 180-250 | -26 | +110 | Высокая стойкость к износу |
- Определите тип вашей трансмиссии. Это может быть автоматическая трансмиссия, механическая трансмиссия или полуавтоматическая трансмиссия.
- Узнайте требования к маслу от производителя вашей трансмиссии. Эту информацию можно найти в руководстве по эксплуатации или на сайте производителя трансмиссии.
- Определите требования к маслу в соответствии с условиями эксплуатации. Если вы живете в зоне с холодным климатом, то важно выбрать масло с низкой вязкостью, которое лучше подходит для холодных температур. Если вы живете в зоне с жарким климатом, то необходимо выбрать масло с высокой термической стабильностью.
- Учитывайте требования к маслу, связанные с типом топлива, которое вы используете. Некоторые масла несовместимы с некоторыми типами топлива, поэтому убедитесь, что выбранное вами масло совместимо с топливом, которое вы используете.
- Выберите масло с правильным классом вязкости. Как уже упоминалось ранее, класс вязкости определяет, какое масло лучше использовать в зависимости от температурных условий. В таблицах, которые я предоставил ранее, вы можете выбрать подходящий класс вязкости в зависимости от климатических условий.
- Выберите масло с правильным индексом вязкости. Чем выше индекс вязкости, тем лучше масло подходит для использования при разных температурных условиях.
- Убедитесь, что масло соответствует классификации API или другой классификации, используемой производителем вашей трансмиссии.
Обратите внимание, что конкретные требования к маслу для каждого автомобиля могут различаться в зависимости от производителя. Поэтому всегда следуйте рекомендациям производителя автомобиля, чтобы гарантировать правильный выбор трансмиссионного масла.
Условия хранения трансмиссионного масла
Хранение трансмиссионных масел осуществляется в крытых складах с естественной вентиляцией. Температура хранения зависит от вида масла и должна находиться в пределах от –5 до +40 °C. При хранении масла в открытых емкостях или в плохо вентилируемых помещениях может произойти его окисление, поэтому масло следует хранить в хорошо вентилируемых закрытых помещениях.
Совместимость трансмиссионных масел: можно ли смешивать разные трансмиссионные масла между собой
Не рекомендуется смешивать разные марки трансмиссионных масел между собой. Это связано с тем, что разные производители масел могут использовать разные добавки и компоненты, которые могут несовместимо взаимодействовать друг с другом.
Однако, есть случаи, когда смешивание масел допускается. Например, если в автомобиле необходимо долить небольшое количество масла, а точно такой же марки масла нет под рукой, можно долить масло той же марки, но с той же спецификацией. Также, если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях, то иногда рекомендуется добавлять специальные присадки к маслу, которые могут улучшить его свойства и защитить трансмиссию.
Но в любом случае, если вы не уверены, что можно смешивать разные масла, лучше обратиться к специалистам или производителю масла за консультацией. Они смогут дать более точный ответ в зависимости от конкретных обстоятельств.
Также, не рекомендуется смешивать трансмиссионное масло с моторным или трансмиссионным маслом для автоматических коробок передач. При смешивании разных масел в одной емкости, например, трансмиссионного и моторного, возможно образование эмульсии, которая приведет к загущению масла.
Рейтинг лучших трансмиссионных масел
Выбор посетителей Castrol Syntrans Multivehicle
Это масло для трансмиссий на основе синтетических компонентов с низкой вязкостью, которое обеспечивает экономичность при использовании в любое время года. Оно соответствует стандарту API GL-4 и может применяться во всех типах легковых трансмиссий, включая коробки передач. Низкое образование пены сохраняет эффективность смазки даже при высоких скоростях движения.
LIQUI MOLY Vollsynthetisches Getriebeoil 75W-90
Синтетическое масло, предназначенную для использования в механических, вспомогательных и гипоидных трансмиссиях. Оно способствует быстрому и эффективному включению фрикционных муфт, а также обеспечивает эффективную смазку шестерен и синхронизаторов. Кроме того, оно обладает свойствами, которые защищают от ржавчины, коррозии и износа, что способствует продлению срока эксплуатации до 180 тысяч километров.
MOBIL Mobilube 1 SHC
Это синтетическое трансмиссионное масло, создано на основе передовых базовых масел и новейшей системы присадок. Она предназначена для использования в механических коробках передач, работающих в тяжелых условиях и требующих трансмиссионных смазок с высокой несущей способностью при широком диапазоне температур. Также она подходит для использования в условиях, где ожидаются экстремальные давления и ударные нагрузки.
ЛУКОЙЛ ТМ-5 75W-90
Это масло предназначено для использования в механических трансмиссиях любых типов зубчатых передач, включая гипоидные, на легковых и грузовых автомобилях и другой мобильной технике. Для производства жидкости используются очищенные минеральные и современные синтетические базовые масла в сочетании с эффективным набором присадок.
Castrol Transmax Dell III
Это полусинтетическое универсальное масло SAE 80W-90, предназначенное для использования в механических коробках передач и редукторах. Рекомендуется для использования в высоконагруженных легковых и грузовых автомобилях с дифференциалами, которые требуют соответствия характеристикам API GL-5.
Газпромнефть GL-5 80W-90
Это масло для использования в высоконагруженных компонентах трансмиссии, таких как главные передачи и ведущие мосты. Оно было специально разработано, чтобы защитить детали гипоидных передач от износа и повреждений.
LIQUI MOLY Hypoid 75W-90
Это полусинтетическое трансмиссионное масло обеспечивает качественное трение деталей в коробке передач и продлевает их срок службы. Оно гарантирует бесперебойную работу автомобиля даже в самых сложных условиях и при больших перепадах температуры. Смазка надежна и обеспечивает максимальную защиту от износа благодаря широкому диапазону вязкости.
Motul GEAR 300 75W-90
Синтетическое масло подходит для большинства механических коробок передач, где требуются смазочные материалы API GL-4. Минимальное изменение вязкости масла при изменении температуры окружающей среды и рабочей температуры.
Gazpromneft GL-4 75W-90
Эта трансмиссионная жидкость создана из высококачественных базовых масел для использования в тяжелых условиях, где необходима специальная защита от износа и повреждений. Она чаще всего применяется в грузовых автомобилях.
Предложить свой вариант
Часто задаваемые вопросы
Какое масло заливать в редуктор заднего моста?
При выборе масла для редуктора заднего моста важно следовать рекомендациям производителя автомобиля, так как каждый производитель может иметь свои требования к маслу в соответствии с конструкцией и работой моста.
Тем не менее, в общем случае для легковых автомобилей наиболее распространенными стандартами являются GL-4 и GL-5. Стандарт GL-4 используется для редукторов, работающих при низких скоростях и несущих небольшие нагрузки, а GL-5 — для более тяжелых нагрузок и высоких скоростей.
Какое масло лить в мосты и раздатку?
Для мостов и раздаточных коробок внедорожников и пикапов часто применяются масла с высоким индексом вязкости и добавками, обеспечивающими защиту от износа и коррозии. Некоторые производители также рекомендуют использовать синтетические масла для улучшения характеристик при эксплуатации в различных условиях.
Минимальный класс жидкостей, которые допустимо использовать в раздаточных коробках, — API GL-3. Масла класса API GL-4 подходят для раздаточных коробок большинства иномарок и всех отечественных автомобилей. Жидкости класса API GL-5 предназначены для гипоидных передач, ведущих мостов и раздаточных коробок современных легковых транспортных средств.
https://masla-podbor.ru/transmissionnye-masla/