vsc4x4.ru Двигатель авто Почему может заклинить двигатель?

Почему может заклинить двигатель?

Почему может заклинить двигатель?

Под заклиниванием двигателя следует понимать ненормальное, аварийное повышенное трение механизмов ДВС, делающее невозможным проворот мотора.

заклинивший мотор

Однако, в статье мы рассмотрим и другие причины затормаживания механизмов — не только из-за трения. Потому что нам важно понять:

  1. Почему двигатель перестал проворачиваться?
  2. Когда коленчатый вал проворачивается, невзирая на поломку?

Причины заклинивания двигателя

Детали мотора могут выйти из строя по разным причинам, а иногда внутрь попадает постороннее тело.

Пройдем по неисправностям, начиная с основных.

Двигатель клинит по шейке коленчатого вала

состояние коренных шеек после снятия коленвала

Причиной такого заклинивания агрегата бывает масляное голодание, либо низкое качество смазки, а также естественный износ шеек коленчатого вала (КВ), подшипников скольжения (вкладышей) КВ. В результате ухудшения условий смазки или полного отсутствия масляной пленки между вкладышем и шейкой, сопряженные детали контактируют непосредственно. Нагрузка на соединение очень велика, поэтому температура сухого трения быстро растет, вкладыш истирается, плавится, налипает на шейку КВ, и т. д.

Чаще других страдает наиболее нагруженная шейка коленвала. (Они загружены неравномерно). Для 4-х цилиндровой силовой установки это обычно третий цилиндр.

Зазор в трущейся паре увеличивается, и шатун отзывается характерным стуком. Если сразу не понять что случилось и продолжить поездку, рано или поздно коленвал заклинивает. Перегретая головка шатуна намертво обхватывает шейку вала.

Конкретными причинами ухудшения условий смазки являются:

  1. Низкое качество масла, несоответствие марки масла рекомендациям изготовителя, использования старого масла. Попадание в масло воды, охлаждающей жидкости и образование эмульсии или смешивание смазки с топливом;
  2. Засорение проходных отверстий масляной системы в т.ч. маслозаборной сетки, масляного фильтра, закоксовка механизмов.

Последствием является аварийный ремонт двигателя сравнимый по цене с капитальным. Но все может закончиться и заменой мотора.

Заклинивание цилиндро-поршневой группы

разрушенный поршень

Если вовремя не остановить перегревшийся агрегат, его может заклинить в трущейся паре цилиндр-поршень. При выходе из строя системы охлаждения тепло не успевает отводиться от поршневой группы. Поршень расширяется, и, наконец, трение между его направляющей частью и гильзой цилиндра становится непреодолимым.

Поршень оставляет глубокие задиры на поверхности гильзы и сам, в результате жесткого трения, приходит в совершенную негодность. Заклинивший мотор требует замены ЦПГ, либо расточки цилиндров и замены поршней на поршни ремонтного (увеличенного) диаметра.

Среди причин перегрева:

  • недостаток охлаждающей жидкости (ОЖ) в системе, воздушные пробки;
  • несоответствие ОЖ техническим требованиям;
  • отказ термостата;
  • засорение, накипь внутри системы или в радиаторе;
  • неисправность помпы или ее привода (обрыв ремня);
  • наружное загрязнение двигателя, радиатора;
  • выход из строя вентилятора.

Когда клин не помеха

В больших силовых установках грузовиков, дизель-генераторов, судовых машинах события могут развиваться по-другому. Тронк поршня ход за ходом все больше прихватывает в гильзе. Но многоцилиндровая машина, обладающая большой силой инерции, каждый раз преодолевает сопротивление. Наконец настает момент, когда поршень окончательно останавливается в нижней части, тогда движущийся вверх шатун разрывает поршень. Освободившийся от верхнего крепления шатун, или его обломок, начинает рушить все на своем пути и может выйти наружу, пробив стенку блока.

Обрыв ремня ГРМ

При обрыве ремня ГРМ мотор не клинит. Загибаются клапаны, либо страдают другие части газораспределительного механизма, и коленчатый вал проворачивается совсем легко.

Случай из практики

Один водитель обратился в ремонт в Петербурге, приехав прямиком из Мурманска. Ему нужно было провести техническое обслуживание, в том числе плановую замену ремня ГРМ. Приступили. Кожух ремня был сильно нагрет. Сняли. И под ним очень жарко. Ремень ГРМ на месте, но снаружи совершенно стального цвета, а на натяжном ролике появились цвета побежалости.

После разборки выяснилось, что подшипник ролика полностью заклинил. Он не вращался и ремень работал, скользя тыльной стороной по стали. Никаких посторонних звуков при этом двигатель не издавал. Неизвестно сколько проехал автомобиль по трассе, скорее всего, с хорошими оборотами, но ремень сточил с натяжника изрядный сектор. Ремешок при этом выдержал, а сам буквально пропитался железной пылью.

Итог — замена ремня и ролика, как и планировалось. Повезло.

Гидроудар

последствия гидроудра двигателя

Остановить агрегат может внезапно попавшая в цилиндр жидкость. Иногда это происходит во время ремонта. При разобранном топливопроводе в надпоршневое пространство случайно попадает топливо. Трещина в головке блока — причина проникновения антифриза в камеру сгорания и т. д. Последствия бывают разные. В лучшем случае мотор не проворачивается. Но если он сделал оборот, и маховик набрал инерцию, то возможна поломка. Когда машина с низко расположенным воздухозаборником влетает в водоем, поршень всасывает воду и на ходе вверх шатун сгибается в дугу — жидкость упирается в головку блока, а с другой стороны наваливается вся движущая сила двигателя.

Открутившийся крепеж

В зависимости от конструктивных особенностей случаи могут быть разные. Например, внутренний болт вывинчивается (плохо закрутили) и попадает в картер сцепления, а там под зубья маховика, и заклинивает коленвал, застряв между венцом маховика и колоколом.

Что делать, чтобы подобного не происходило

На этот вопрос постараемся ответить в порядке приведенных выше причин:

Чтобы не заклинил двигатель необходимо своевременно проходить техническое обслуживание, особенно масляный сервис. Применять масло в соответствии с инструкциями завода и с поправкой на пробег двигателя. Длительная поездка в жаркий день с жидким маслом в старом моторе может обернуться печальными последствиями. На жаре масло станет жидким как вода и не удержится в зазоре шатунного соединения.

Следите за уровнем антифриза и в процессе езды поглядывайте на показания приборов. К сожалению, на современных машинах температура охлаждающей жидкости зачастую отображается мелко. А надо бы на этот показатель, как и на давление масла, устанавливать и звуковую сигнализацию. Это технически не сложно.

Если вы сами ремонтируете машину, соблюдайте инструкции, своевременно меняйте ответственный крепеж. Иначе он может реально открутиться, оборваться. Не допускайте попадания любых жидкостей в цилиндры. Перед пуском после ремонта обязательно проворачивайте двигатель вручную.

Отдельно владельцам дизельных, бензиновых и газовых электрогенераторов:

Не допускайте попадания атмосферных осадков через выхлопную трубу. Проверяйте, чтобы заглушка, т. н. «хлопушка» была всегда закрыта. За зиму может набраться полный цилиндр и последовать гидроудар с загибом шатуна и разрывом гильзы.

Чтобы вовремя предотвратить заклинивание двигателя необходимо быстро сориентироваться в ситуации и заглушить ДВС, а для этого нужно знать признаки заклинивания мотора:

  • коленчатый вал не проворачивается;
  • затрудненный поворот коленвала;
  • ненормальные звуки, стук;
  • падение мощности;
  • запах горелого масла, сцепления;
  • перегрев;
  • падение давления масла.

В заключении хочется отметить, что в приведенном выше жизненном примере избежать тяжелых последствий помогло не только везение. Владелец регулярно проходил ТО, и ремень ГРМ был в хорошем состоянии. Поэтому машина не подвела в критической ситуации.

https://avtocity365.ru/ustrojstvo-i-ekspluatatsiya-avtomobilya/pochemu-mozhet-zaklinit-dvigatel/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Автомобильные катализаторы — принцип работы, зачем нуженАвтомобильные катализаторы — принцип работы, зачем нужен

Автомобильные катализаторы — принцип работы, зачем нужен Из курса химии известно о существовании веществ, ускоряющих или вызывающих процесс химической реакции, при этом не участвующие в составе веществ этой реакции. Медь,

Почему чихает двигатель на машинеПочему чихает двигатель на машине

Почему чихает двигатель на машине Авто Как владелец автомобиля, вы, вероятно, сталкивались с ситуацией, когда двигатель вашего автомобиля начинает чихать. Это проблема, с которой сталкиваются многие автолюбители, и она может

Как сжечь сцеплениеКак сжечь сцепление

Как сжечь сцепление Сцепление или сцепной узел является одной из самых важных частей автомобиля. Оно отвечает за передачу крутящего момента от двигателя к трансмиссии и позволяет изменять скорость и направление