Неисправности электрооборудования автомобиля: как обнаружить и устранить

Неисправности электрооборудования автомобиля: как обнаружить и устранить

О чем речь? Неисправности электрооборудования автомобиля – частая проблема, особенно для подержанных авто, эксплуатирующихся в крупных городах. Перепады температуры, реагенты и повышенная влажность не добавляют срока службы сложным устройствам.

На что обратить внимание? Чтобы точно определить неисправность, необходимо провести ряд диагностических манипуляций. После этого будет понятен дальнейший план: ремонтировать или менять.

В этой статье:

  1. Признаки неисправности электрооборудования автомобиля
  2. Основные неисправности электрооборудования автомобиля
  3. Диагностика неисправностей электрики
  4. Ремонт и замена электрооборудования автомобиля

Признаки неисправности электрооборудования автомобиля

О поломках в электрическом оборудовании свидетельствуют:

  • неравномерная работа двигателя и/или плавающие обороты;
  • увеличенный расход топлива, который чаще всего становится следствием сбоя в работе электронного блока управления и/или датчиков, передающих системе неверные сигналы;
  • проблемы с запуском двигателя (наиболее вероятные причины – неисправность электрических элементов в стартере и/или контактной группе замка зажигания);
  • горящий индикатор Check Engine и высвечивающиеся на дисплее бортового компьютера коды ошибок (причина, как правило, в неисправной электропроводке);
  • сбои в работе электроприборов (неработающая подсветка, остановившийся вентилятор и т. д. – все это признаки проблем в электросистеме автомобиля).

Основные неисправности электрооборудования автомобиля

Аккумуляторная батарея

Автомобильный аккумулятор состоит из шести отделений, которые генерируют электрический ток напряжением 2 В каждое. В ходе эксплуатации пластины в этих емкостях могут разрушиться, снижая емкость батареи, а иногда и не позволяя ей полностью зарядиться. Как правило, неисправности АКБ проявляются следующим образом:

  • быстрое истощение в силу избыточной или недостаточной зарядки (причина нередко заключается в неисправном регуляторе напряжения);
  • саморазряд батареи из-за уменьшения количества активного вещества в батарее;
  • возможное размыкание электрической цепи между аккумулятором и другими элементами бортового оборудования из-за окисления контактов;
  • повреждение картера АКБ, приводящее к утечке электролитной жидкости.

Работоспособность аккумуляторной батареи проверяется мультиметром, ареометр позволяет определить плотность находящегося в контейнерах электролита, а с помощью нагрузочной вилки диагностируется работоспособность АКБ при подключенном устройстве, которое потребляет электроэнергию.

Генератор

Аккумулятор и генерирующее устройство взаимозависимы, а значит, неполадки в работе одного из этих элементов системы могут оказать негативное влияние на другой. К примеру, когда генератор перестает подавать ток, остается единственный источник электрической энергии – аккумуляторная батарея, и когда она разряжается, двигатель окончательно «замирает».

О неисправности генератора свидетельствует непривычный шум, возникающий, если изношены подшипники и контактные кольца и/или деформированы крепления, которые удерживают устройство. Существует несколько наиболее часто встречающихся видов неполадок:

  • слишком сильно натянутый, потерявший упругость или оборванный приводной ремень;
  • изношенные в ходе длительной эксплуатации и/или работы в сложных условиях щетки и ламели;
  • разрушившиеся по причине низкого качества металла или недостаточной смазки подшипники;
  • неисправность обмоток (обрыв цепи, замыкание витков или «пробой на массу»);
  • вышедшие из строя по причине низкого качества или слишком высокого напряжения в сети выпрямительные диоды.

Причины неисправности генерирующего устройства можно выявить в ходе диагностики с помощью мотор-тестера и осциллограммы выходного напряжения.

Электростартер

Если стартер работает неправильно, то автомобиль может попросту заглохнуть на ходу. Поэтому важно проверить работоспособность этого устройства, определив силу тока в цепи и частоту вращения вала на холостых оборотах.

Существует несколько видов неисправностей в стартере:

  • нагар, образующийся на контактах тягового реле и перемычках;
  • деформированный или окисленный коллектор якоря, а также появившийся на нем налет;
  • контакт обмотки с массой на рамках якоря или между витками – на коллекторе;
  • сильно изношенные или поврежденные щетки;
  • поломки или наслоения на креплениях, приводящие к заклиниванию щеток.

Система зажигания

До 12 % неполадок в электрическом оборудовании, которые могут привести к увеличению расхода топлива на 5-6 % и снижению мощности ДВС, а также к его полному отказу во время движения, происходят в системе зажигания.

Наиболее часто встречающаяся неисправность – отсутствие искры на свечах. Однако неполадки могут возникать и по другим причинам:

  • поврежденная изоляция высоковольтных проводов;
  • перегоревшие или покрытые нагаром свечные наконечники;
  • налет на конусах свечей;
  • поврежденный изолятор;
  • обрывы в 12-вольтной цепи, которая питает прерыватель и первичную обмотку катушки зажигания.

Чтобы проверить состояние системы зажигания, необходимо провести ее диагностику с помощью осциллографа и мотор-тестера. Все неисправные детали подлежат замене. Также необходимо очистить или восстановить поврежденные контакты, чтобы устранить все неполадки.

ЭСУД

Электронная система управления двигателем (ЭСУД) – это сложный механизм, который контролирует работу мотора. Однако, как и любое оборудование, ЭСУД подвержена поломкам. В дизельных моторах чаще всего может встречаться обрыв проводов и утраченная связь с тем или иным датчиком, а в двигателях внутреннего сгорания, работающих на бензине, в перечне наиболее часто встречающихся неполадок, специалисты указывают:

  • обрыв проводки и нарушенная связь между датчиками и электронным блоком управления – порядка 35 %;
  • нарушения работы топливного насоса (заклинившие якорь и щетки, пробой между витками обмотки или оборванная проволока) – около 22 %;
  • поломки электромагнитных форсунок (пробои, обрыв проводов) – примерно 9 %.

Однако система самодиагностики способна обнаружить и локализовать эти неисправности, выдавая коды ошибок. Это позволяет быстро определить проблему и выполнить ремонт. Поэтому, чтобы сохранить надежность и безопасность автомобиля, необходимо проводить регулярную диагностику системы управления и своевременно устранять возникшие неполадки. Ряд подобных проблем приводит к срабатыванию индикатора «Check engine» на приборной панели.

Считывать выдаваемые электронной системой управления двигателем коды неисправности можно, используя подключенный к ней напрямую или через автосканер ноутбук или мобильное устройство.

Короткое замыкание

Летом 2021 года неподалеку от Оренбурга из-за неполадок в работе электрического оборудования загорелся припаркованный неподалеку от жилого дома автомобиль. Пламя быстро перекинулось на здание. В результате произошло возгорание на площади около 150 м 2 . При пожаре пострадал и был доставлен в ожоговый центр один из местных жителей. Это далеко не единичный случай – неисправная бортовая сеть нередко становится причиной чрезвычайных происшествий.

По статистике возгорание в подкапотном пространстве транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания чаще всего происходит вследствие короткого замыкания в электрической сети автомобиля или из-за неисправностей в топливной системе. О возможном пожаре свидетельствуют дым, поваливший из-под капота и запах горелой резины или проводов, который проникает в салон. При появлении этих признаков не следует поддаваться панике. Специалисты советуют:

  • прекратить движение и припарковаться, съехав с проезжей части вдали от других машин, людей и зданий;
  • выключить зажигание и попросить пассажиров покинуть салон и отойти от автомобиля на безопасное расстояние;
  • поставить автомобиль на стояночный тормоз, собрать документы и взять их с собой, покидая салон;
  • при обнаружении признаков возгорания во время движения нельзя пытаться решить проблему, увеличивая скорость, – пламя разгорится еще сильнее;
  • при появлении дыма необходимо осторожно поднять крышку капота с помощью монтировки и погасить пламя, направив струю пены из огнетушителя на очаг возгорания;
  • если пламя грозит перекинуться на топливный бак, необходимо немедленно отойти от автомобиля на безопасную дистанцию;
  • следует незамедлительно известить о происшествии экстренные службы.

https://centr-to.ru/blog/avtoservis/neispravnosti-elektrooborudovaniya-avtomobilya

Author: vsc4x4_admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *