Замена АКПП на механику: когда и зачем это нужно, стоимость и особенности переделки
Устройство и обслуживание
На чтение 13 мин Просмотров 19
Замена АКПП на МКПП – это тема, которая интересует многих владельцев автомобилей с автоматической коробкой передач. В этой статье мы рассмотрим возможность замены автоматической коробки на механическую, обсудим процесс свапа, стоимость установки и переделки на примере автомобилей, таких как Passat и Spectra.
Самые распространенные поломки АКПП 🚗 ⬇️
Сложное переключение передач 🛠️
Подтеки масла 🛠️
Проблемы с блоком управления 🛠️
Поломка гидроблока 🛠️
Поломка гидротрансформатора 🛠️
Проблемы с проводкой 🛠️
В последние годы в отечественной автоиндустрии можно заметить особенность в подходе к конструированию, когда каждая модель легкового автомобиля имеет только один (иногда – два) варианта силового агрегата за всю историю производства. То же касается и возможности выбора коробки передач.
Машины западных производителей всегда комплектуются широким диапазоном силовых агрегатов и соответствующих передач. Большинство моделей доступны как с ручной коробкой передач, так и с автоматической. В связи с этим замена автоматической коробки передач на механическую для многих иностранных автомобилей – достаточно реальная процедура.
Когда и зачем меняют АКПП на механику
Автоматическая коробка предлагает водителю больше удобства в салоне. При долгих поездках со сменой передач усталость накапливается медленнее, что позволяет уделить больше внимания дороге.
Механическая трансмиссия является более экономичным вариантом , она менее капризна по отношению к качеству смазки. Кроме того, она предоставляет владельцу полный контроль над крутящим моментом двигателя.
При принятии решения о замене АКПП на МКПП приходится выбирать между ценой и удобством.
Особенно актуальна замена автоматической коробки передач на механическую для владельцев автомобилей, проживающих в регионах с большим количеством снега зимой . Для того чтобы выбраться из снежного замка или преодолеть заледенелую дорожку, им приходится часто использовать метод езды с рывками, быстро и многократно переключая рычаг передач с первой на заднюю. Автоматическая трансмиссия не предоставит желаемого эффекта. Более того, на многих АКПП такие маневры запрещены из-за большой вероятности поломок. Механическая коробка передач оказывается наилучшим выбором и при передвижении по сырым грунтовкам за городом.
🔧 Как понять, что проблема с АКПП — симптомы ⬇️
Передача не включается Передачи не переключаются на ходу Задняя передача не включается Автомобиль не разгоняется Запах гари Необычные звуки на нейтралке
При включении передачи коробка периодически издает хрустящие звуки, но водитель продолжает использовать автомобиль без осмотра. Через неделю-две, при попытке переключить селектор КПП в положение «драйв», передача не включается, хотя рычаг удается переместить в нужное положение. Причина: Скорее всего, проблема связана с низким уровнем трансмиссионной жидкости. Возможно, потребуется настройка тросового привода или механизма выключения сцепления.
Эта проблема возникает, когда водитель нажимает на педаль акселератора, обороты двигателя увеличиваются, но передачи не переключаются. Автомобиль может двигаться с повышенными оборотами как на первой, так и на второй или третьей передаче, и основная проблема заключается в невозможности разгоняться. Причина: Это может быть связано с проблемами в клапанах, соленоидах или сцеплении. Если вы столкнулись с такой проблемой, рекомендуется немедленно обратиться в автосервис, так как интуитивное увеличение газа может быть опасным. Переключение передачи может произойти с рывками, что приведет к резкому увеличению скорости и возможности столкновения с другими автомобилями.
Автомобиль нормально двигается в нейтральной передаче и вперед. Однако при попытке включить задний ход двигатель работает на холостом ходу, но машина не двигается назад. Причина: Эта проблема может быть связана с неисправностью муфты. Возможно, проблема вызвана износом фрикционного диска, обрывом поршня или повреждением уплотнительных колец. Обратите внимание, что на некоторых автомобилях рычаг переключения может застрять и не перейти полностью в режим заднего хода. В таком случае причина может быть связана с износом механизма переключения.
При движении на любой скорости сцепление начинает скользить. При увеличении оборотов скорость не увеличивается, и при переключении передачи автомобиль рывками бросается вперед. Причина: Это может быть связано с изношенными фрикционными дисками муфты или отсутствием достаточного давления в гидросистеме. Возможно, есть проблемы с масляным насосом или гидроблоком.
Неприятный запах гари появляется во время движения или сразу после остановки автомобиля. Причина: Скорее всего, это связано с проблемами с трансмиссионной жидкостью, который обычно указывает на перегрев трансмиссии. Запах гари указывает на недостаток жидкости или ее загрязнение. Рекомендуется обратиться в автосервис, возможно, замена масла решит проблему. Если имеется серьезный утечка, то потребуется ремонт.
Когда автомобиль стоит на месте, двигатель работает, и передача находится в нейтральном положении, вы слышите странный шум. Причина: Этот шум может быть связан как с незначительными проблемами, требующими замены трансмиссионной жидкости, так и с более серьезными дефектами, такими как поврежденные зубцы шестерни заднего хода или износ подшипников. Будьте осторожны, так как, если шум в коробке проявляется только на нейтральной передаче, то он может стать более серьезным во время движения, что может сделать автомобиль неуправляемым.
Причины замены АКПП на МКПП
Проблема | Описание |
---|---|
Износ или поломка АКПП | Установка МКПП может быть неизбежной, когда оригинальная АКПП стареет или выходит из строя, особенно у старых автомобилей с высоким пробегом. Найти точную замену для устаревшей АКПП часто бывает сложно, и даже при наличии подходящего агрегата из другого города нет гарантии его долговечности. |
Отсутствие доступных запчастей для АКПП | Многие запчасти для более ранних моделей АКПП прекратили выпуск десятилетия назад, что затрудняет их нахождение по разумной цене. Замена на механическую коробку передач может стать единственным решением, поскольку нет альтернативной замены. |
Экономия топлива | Второй мотивацией для установки МКПП может служить стремление к экономии топлива, особенно в случаях, когда замена автоматической коробки передач может быть дорогостоящей. |
Эксплуатация в северных регионах | В северных регионах, где дорожные условия могут быть сложными, использование автомобиля с АКПП может привести к постоянным проблемам. Установка МКПП становится разумным решением для обеспечения надежности в условиях, где АКПП подвержены быстрому износу, особенно после снегопадов. |
В случае исправной АКПП вкладывать средства в переоборудование автомобиля с неопределенным результатом улучшения может быть нецелесообразным.
Инструкция, как заменить АКПП на МКПП
При замене автомата на механику на каждой модели автомобиля необходимо учитывать конструктивные особенности . В основном, процесс замены будет включать следующие шаги:
- Автомобиль устанавливают на подъемник или эстакаду. Для аккуратного извлечения двигателя вместе с коробкой потребуется использовать тельфер или другой подъемник. В некоторых случаях может потребоваться помощь помощника.
- Снимите аккумуляторную батарею с автомобиля, чтобы исключить возможность замыканий, которые могут нанести вред электронике.
- Удалите все элементы, которые могут помешать замене, такие как защитные щиты, детали выпускного тракта, приборную доску и селектор.
- Отсоедините все шланги и провода от трансмиссии, снимают поддон и сливают масло.
- Демонтируйте приводы трансмиссии, такие как полуоси, промежуточный вал и другие элементы.
- Демонтируйте все крепежные элементы АКПП, удерживающие ее на кузове и двигателе. Если нельзя отсоединить коробку от двигателя отдельно, необходимо готовиться к демонтажу всего силового агрегата вместе с коробкой.
- Извлеките коробку передач по отдельности или вместе с двигателем.
Для установки механической трансмиссии необходимо заменить крепежные детали и приводы , которые следует приобрести заранее. Последовательность сборки и монтажа МКПП индивидуальна для каждой конкретной модели автомобиля. Однако, есть несколько общих шагов , которые применимы ко всем типам:
- Потребуется установить другой маховик для двигателя внутреннего сгорания, рассчитанный на работу с механическим дисковым сцеплением. Для его точной установки на коленвал могут потребоваться специальные переходные втулки и другие детали.
- В салоне автомобиля устанавливается педальный узел с третьей педалью, к которой необходимо подключить гидравлический или электрический привод.
- На коробку передач устанавливаются датчики спидометра, включения заднего хода и прочие, которых не было на автоматической коробке передач.
- Также требуется изменить прошивку электронного блока управления двигателем.
- Замена педали сцепления у механической коробки передач.
Инструменты и расходники
Что касается основных деталей, то стандартный набор для обычного автомобиля выглядит следующим образом:
- Механическая коробка передач (МКПП)
- Селектор
- Тросики привода селектора
- Маховик с креплением
- Диск и корзина сцепления
- Крепления двигателя и коробки передач
- Педали тормоза и сцепления
- Главный и рабочий цилиндры сцепления
- Подвес привода шарнирно-рычажного узла (ШРУСа)
- Электронный блок управления (ЭБУ) для механической коробки передач
Однако этот список может быть не полным и в некоторых случаях могут потребоваться и дополнительные детали .
🔧 Как продлить срок службы АКПП ⬇️
Прокачивание масла и прогревание на ходу Забыть о «нейтрали» Без раскачки Комбинация P с «ручником»
Автоматические коробки передач отличаются от ручных по своей структуре и требуют особого обращения. Перед началом движения дайте коробке немного времени, чтобы масло могло циркулировать по всей системе смазки. Затем начните движение, плавно увеличивая скорость без резких рывков и высоких оборотов двигателя в течение первых 5-7 минут. При этом старайтесь не перегревать мотор, не поднимая обороты выше 2000 оборотов в минуту. Только после того, как температура двигателя достигнет 70-90 градусов, вы можете перейти к обычному стилю вождения.
При использовании механической коробки передач или роботизированной трансмиссии на остановках обычно рекомендуется переключать в режим «нейтраль» (N), но в случае автоматической коробки передач это не рекомендуется. Вместо этого в автоматической коробке передач можно удерживать автомобиль на месте, просто нажимая на педаль тормоза в режиме «D» (драйв). Эта коробка рассчитана на то, чтобы оставаться в этом режиме в течение длительных остановок, даже до нескольких десятков минут, без нанесения ущерба ее работе. Это возможно благодаря маслу гидротрансформатора, которое поглощает момент, передаваемый от двигателя к трансмиссии, и системе охлаждения, которая удаляет избыточное тепло. Переключение между «D» и «N» в автоматической коробке передач приводит к активации сложных механизмов, изменению циркуляции смазки и износу исполнительных фрикционов. Режим «N» в автоматической коробке используется в основном для коротких буксировок на низких скоростях. Итак, важно избегать частого переключения между «D» и «N» в автоматической коробке передач во время движения, так как это может привести к проблемам с коробкой и износу ее компонентов.
Переключать режимы автоматической трансмиссии на высоких оборотах двигателя не рекомендуется. Для лучшего понимания, представьте ситуацию, когда автомобиль с механической коробкой застрял в грязи. Водители могут использовать метод «раскачивания», который включает частые переключения с первой передачи на заднюю и одновременное нажатие на педаль акселератора. Это позволяет автомобилю получить дополнительную подвижность и, возможно, выбраться из затрудненной ситуации. Однако в случае автоматической коробки передач такой прием запрещен. Переключение между режимами «D» (драйв) и «R» (реверс) в автоматической коробке включает не просто передачи, а целый комплекс механизмов, который изменяет конфигурацию планетарных систем. Эта сложная механика чувствительна к резким ударам и нагрузкам в момент переключения. Во время буксировки водители не всегда могут точно контролировать педаль акселератора, и это может привести к передаче излишнего момента с двигателя в трансмиссию, что может повредить исполнительные механизмы. Поэтому в случае, когда автомобиль с автоматической коробкой застрял в грязи, рекомендуется выбираться без использования метода «раскачивания». Вместо этого лучше воспользоваться лебедкой или помощью трактора для безопасного извлечения из трудной ситуации.
Для того чтобы удерживать автомобиль на месте на стоянке, помимо использования режима «P» (парковки) в коробке передач, рекомендуется активировать ручной тормоз, особенно при остановке на наклонной поверхности или горке. Ручной тормоз помогает уменьшить нагрузку на вал трансмиссии и обеспечивает защиту коробки передач от возможных повреждений. Если во время стоянки кто-то при маневрировании случайно столкнется с вашим автомобилем, то ручной тормоз сможет поглотить удар, и это предотвратит передачу энергии от удара в трансмиссию, что в свою очередь снизит риск повреждений.
На что стоит обратить внимание при замене автомата на МКПП
В случае, если вы решите заменить трансмиссию в легковом автомобиле, выпущенном в середине 90-х годов прошлого века, стоит учесть некоторые особенности . В то время контроллер автоматической коробки передач работал отдельно и не зависел от главной электронной блокировки устройства управления автомобилем.
С развитием новейших технологий и электроники ситуация изменилась. Сегодня все блоки управления в автомобиле связаны между собой или все функции выполняются единым бортовым компьютером.
Отключение датчиков и исполнительных узлов автоматической коробки передач от центрального блока управления может вызвать множество непредвиденных проблем . Также, в результате таких изменений, автомобильная диагностика будет выдавать десятки ошибок связанных с механической коробкой передач, а двигатель может перейти в неэкономичный режим или вовсе перестать заводиться.
Перед тем, как заменить автоматическую коробку передач на механическую, рекомендуется найти все имеющиеся сведения о том, как активировать функции управления автомобилем после демонтажа АКПП . Стремительные мастера и энтузиасты разрабатывают индивидуальные программные обеспечения для механических коробок передач, придумывают способы обойти встроенные алгоритмы путем чип-тюнинга или использования специальных плат-обманок.
Важно учесть, что технические особенности сборки и установки узлов у различных марок и моделей автомобилей существенно различаются. Поэтому при переустановке коробок передач на автомобиле необходимо тщательно изучить пространство, предназначенное для размещения данного узла.
Требуется провести замеры, подобрать соответствующие кронштейны и выполнить дополнительные сверления, необходимые для установки коробки передач . Часто подход к этой задаче требует инженерного мышления, поскольку после замены автоматической коробки передач (АКПП) на механическую (МКПП) необходимо обеспечить надежность и функциональность новой системы.
Есть случаи, когда при установке МКПП в автомобиль, предназначенный для АКПП, электронный блок управления (ЭБУ) может не требовать замены или перепрошивки. Это объясняется тем, что на некоторых автомобилях одной марки ЭБУ для АКПП и МКПП могут оказаться идентичными.
Такая ситуация может избежать полной замены проводных соединений, ведущих к внешнему оборудованию автомобиля. Однако стоит отметить, что полная идентичность встречается редко, и в некоторых случаях потребуется профессиональное вмешательство, поэтому без должного опыта рекомендуется обратиться к механикам на СТО , предоставляющим услуги по замене АКПП на МКПП и наоборот.
Сколько стоит замена коробки в автосервисе
Переключение с автоматической коробки передач на механическую потребует серьезных расходов . В случае роскошных автомобилей стоимость замены коробки передач может достигать миллиона рублей (включая стоимостью новой механической коробки передач). Более распространенные автомобили с большим пробегом требуют значительно меньших затрат.
Чтобы избежать ситуации, когда стоимость ремонта превышает возможности владельца, лучше заранее узнать о стоимости установки механической коробки передач. И еще лучше фиксировать цену в договоре . Это возможно только при проведении ремонта в специализированном сервисе.
Разумно обратиться за помощью к профессионалам владельцам, которые не обладают навыками и опытом механика. Мастера крупного сервиса имеют опыт работы с подобными заменами на протяжении многих лет и знают все трудности.
Стоит учесть, что переустановка автоматической коробки передач на механическую коробку передач не является типичной процедурой по обслуживанию автомобиля. Из-за этого не все компании согласятся предоставить такую услугу.
- Для B3 можно найти подержанную механическую коробку передач примерно за 200 долларов.
- Стоимость замены коробки передач с учетом запчастей будет составлять от 400 до 500 долларов.
- Для B5 соответственно: цена б/у механической коробки передач начинается от 500 долларов, а стоимость работ по ее установке составит от 700 долларов.
Преимущества и недостатки МКПП после замены
Плюсы и минусы механической коробки передач (МКПП) после ее замены для удобства представлены в таблице:
Плюсы | Минусы |
---|---|
Долговечность и большой ресурс пробега | Усложнение управления трансмиссией |
Стоимость обслуживания и ремонта ниже, чем у автоматической коробки передач (АКПП) | Большая нагрузка при езде в городе |
Меньший вес | Снижение мощности и динамики разгона при включении передач |
Экономия топлива (от 5 до 15% в зависимости от марки автомобиля) | Проблемы с механическим приводом сцепления |
Эксплуатация при низких температурных режимах без замены трансмиссионной жидкости | Частые поломки механического характера и износ расходных материалов |
Допускается принудительный запуск двигателя с буксировкой в случае отказа АКБ или поломки стартера | Невозможность точной диагностики при неисправностях (отсутствует журнал событий ЭБУ) |
Замена АКПП на примере популярных марок автомобилей
Накоплен достаточный опыт по замене автоматической коробки передач на механическую коробку передач для некоторых моделей легковых автомобилей. Прежде всего, это относится к таким популярным иностранным маркам, как:
- Фольксваген Пассат Б5 и Golf;
- Мазда 3;
- Форд Фокус;
- Honda Accord;
- Киа Спектра.
Варианты в модельном ряду данных автомобилей включают в себя возможность выбора между 5-ступенчатой механической коробкой передач и 4-ступенчатой автоматической коробкой передач. Так что, если вам нужно заменить один тип коробки передач на другой, вам просто нужно заказать комплект оригинальных запчастей для механической коробки передач.
Например, при установке механической коробки передач на автомобили Volkswagen также потребуется замена таких компонентов, как сцепление, стартер, полуоси и некоторые другие детали . Чтобы быть уверенным, какие именно детали нужно заменить, лучше всего проконсультироваться с автомастером.
Заключение
При переключении с автоматической коробки на механическую могут возникнуть сложности, и это не всегда будет экономически выгодным решением. Установка механической коробки вместо автоматической зависит от наличия этих вариантов в модельном ряду бренда.
Если владелец хочет переключить свой автомобиль на механическую коробку, который изначально был выпущен только с автоматической, то ему потребуется самостоятельно заказать множество деталей для замены, или найти комплекты для механической коробки неофициального происхождения.
Возникшие проблемы на этом пути могут быть настолько сложными, что их можно решить только путем значительных инвестиций, сравнимых с покупкой новой автоматической коробки.
Например, в семейство карбюраторных V-образных «восьмерок» Toyota UZ комплектовалась АКПП 35-50LS. Если вы хотите заменить «убитый» автомат на механическую коробку передач на вашей премиальной Тойоте или Лексусе, придется приобрести свап-комплект, стоимость которого составляет около 100-120 тысяч рублей, не включая стоимость самой коробки передач.
Чтобы не остановить машину в сервисе, лучше заранее найти всю необходимую информацию о процессе замены. Почитайте отзывы тех, кто уже делал подобную замену. Проконсультируйтесь с автосервисами, готовы ли они выполнять такую работу.
Если у вас есть личный опыт замены АКПП на МКПП, поделитесь им в комментариях. Ваш пример может помочь многим автовладельцам, которые только рассматривают возможность смены автоматической трансмиссии на ручную.
Алексей Тиханов
Я — Алексей Тиханов, специалист в области автоматических коробок передач и создатель сайта AKPPXpert.com. Моя задача — помогать автовладельцам понять принципы работы АКПП, предоставляя ценные рекомендации и знания о ремонте, техническом обслуживании и выборе трансмиссий.
https://akppxpert.com/ustrojstvo/zamena-akpp-na-mkpp