vsc4x4.ru Подвеска авто Палец рессоры: надежный монтаж рессорной подвески

Палец рессоры: надежный монтаж рессорной подвески

Палец рессоры: надежный монтаж рессорной подвески

Монтаж рессор на раму транспортного средства выполняется с помощью опор, построенных на специальных деталях — пальцах. Все о пальцах рессор, их существующих типах, конструкции и особенностях работы в подвеске, а также о правильном выборе пальцев и их замене, вы можете узнать в представленной статье.

Что такое палец рессоры?

Рессорная подвеска и место пальцев в ней

Рессорная подвеска и место пальцев в ней

Палец рессоры — общее наименование деталей в виде стержней с различным способом монтажа (резьбовое, клиновое, шплинтовое), выступающих осями или крепежными деталями в рессорных подвесках транспортных средств.

Рессорная подвеска, изобретенная еще в XVIII веке, все еще остается актуальной и широко используется в автомобильном транспорте. Рессоры выступают в роли упругих элементов, которые за счет своих пружинящих свойств сглаживают удары и толчки при движении автомобиля по неровностям дороги. Наибольшее распространение получили полуэллиптические рессоры с двумя точками опоры на раму — шарнирной и скользящей. Шарнирная точка обеспечивает возможность поворота рессоры относительно рамы, а скользящая — изменения длины рессоры при деформациях, возникающих в моменты преодолении неровностей дорожного покрытия. Осью шарнирной опоры, которая располагается в передней части рессоры, выступает специальный элемент — палец ушка рессоры (или палец переднего конца рессоры). Задние скользящие опоры рессор чаще всего выполняются на болтах и других деталях, но иногда и в них используются пальцы различных конструкций.

Пальцы рессор — важные детали подвески, постоянно работающие под высокими нагрузками (даже когда автомобиль не движется), поэтому они подвержены интенсивному износу и периодически требуют замены. Но прежде, чем покупать новые пальцы, следует разобраться в конструкции и особенностях этих деталей.

Типы, конструкция и особенности пальцев рессор

Установка пальца рессоры на гайке

Установка пальца рессоры на гайке

Пальцы рессор классифицируются по функциям, выполняемым в подвеске (и, соответственно, по месту монтажа), и по способу монтажа.

По назначению (функциям) пальцы делятся на три основных группы:

  • Пальцы ушка (переднего конца) рессоры;
  • Пальцы задней опоры рессоры;
  • Различные монтажные пальцы.

Читать статью Задняя подвеска автомобиля: что это, устройство, как работает

Практически во всех рессорных подвесках присутствует палец ушка, который является основным элементом передней шарнирной точки опоры передних и задних рессор. Данный палец выполняет несколько функций:

  • Выступает в качестве оси (шкворня) шарнирной точки опоры;
  • Обеспечивает механическое соединение ушка рессоры с расположенным на раме кронштейном;
  • Обеспечивает передачу сил и моментов от колеса на раму транспортного средства.

Пальцы задней опоры можно найти не во всех рессорных подвесках, зачастую эта деталь заменяется болтами или кронштейнами без каких-либо резьбовых крепежных деталей. Данные пальцы можно разделить на два основных вида:

  • Одиночные пальцы, фиксируемые в задних кронштейнах рессоры (точнее — во вкладышах кронштейна);
  • Сдвоенные пальцы, собранные в серьгу.

Наиболее часто используются одиночные пальцы, расположенные в заднем кронштейне, рессора опирается на этот палец (непосредственно или через специальную жесткую прокладку). Сдвоенные пальцы используются значительно реже, и обычно на автомобилях небольшой массы (например, на некоторых моделях УАЗ). Пальцы собираются в пары с помощью двух пластин (щек), образуя серьгу для подвески рессоры: верхний палец серьги устанавливается в кронштейн на раме, нижний палец — в ушко на задней части рессоры. Такое крепление позволяет заднему концу рессоры смещаться в горизонтальной и вертикальной плоскости при движении колеса по неровностям дороги.

Разного рода монтажные пальцы используются для соединения пакета пластин рессоры с ушком (или рессорной пластиной, на конце которой сформирована петля). Для соединения могут использоваться как пальцы, так и болты в сочетании с различными пластиковыми и резиновыми втулками.

По способу монтажа пальцы рессор делятся на три типа:

  1. С фиксацией поперечными болтами малого диаметра (заклиниванием);
  2. С фиксацией гайкой;
  3. С фиксацией шплинтом.

Палец ушка рессоры с фиксацией двумя болтами

Палец ушка рессоры с фиксацией двумя болтами

Палец ушка рессоры с фиксацией гайкой

Палец ушка рессоры с фиксацией гайкой

Палец задней опоры рессоры на шплинте

Палец задней опоры рессоры на шплинте

В первом случае используется цилиндрический палец, на боковой поверхности которого выполнено две поперечных полукруглых выточки. В кронштейне предусмотрено два поперечных болта, которые входят в выточки пальца, обеспечивая его заклинивание. При таком монтаже палец надежно удерживается в кронштейне, он не проворачивается вокруг оси и защищен от выпадения под действием ударных нагрузок и вибраций. Пальцы этого типа широко используются в грузовых автомобилях, в том числе в отечественных КАМАЗах.

Читать статью Как устроена подвеска легкового автомобиля

Во втором случае на конце пальца нарезается резьба, на которую наворачивается одна или две гайки с упорными шайбами. Могут использоваться как обычные гайки, так и корончатые гайки в комплекте со шплинтом, который устанавливается в поперечное отверстие в пальце, и надежно контрит гайку.

В третьем случае используются пальцы, фиксируемые только шплинтом, который выступает в роли упора, предотвращающего выпадение детали из кронштейна. Дополнительно со шплинтом применяется упорная шайба.

Пальцы первого и второго типов применяются в передних опорах рессор, пальцы третьего типа — в задних опорах рессор.

В отдельную группу можно вынести пальцы, используемые в серьгах рессор. В одну щеку пальцы запрессовываются, для чего под их головками выполняется расширение с продольной насечкой — палец этим расширением устанавливается в отверстие в щеке, и жестко фиксируется в нем. Соединение со второй щекой осуществляется обычными гайками или корончатыми гайками со шплинтами. В результате создается разъемное соединение, благодаря которому серьгу можно без труда монтировать и демонтировать, а при необходимости и разбирать для замены одного пальца.

Монтаж пальцев передних опор в кронштейны осуществляется через сплошную или составную втулку. В грузовых автомобилях чаще всего используются сплошные стальные втулки, в которые пальцы устанавливаются через два кольцевых резиновых уплотнителя (манжеты). В более легких автомобилях широкое применение находят составные втулки, состоящие из двух резиновых втулок с буртами, соединенных наружной и внутренней стальными втулками — такая конструкция является резинометаллическим шарниром (сайлентблоком), который снижает общий уровень вибраций и шума подвески.

Для нормальной работы пальца передней опоры (ушка рессоры) необходима его смазка — с этой целью в пальцах выполняется Г-образный канал (сверление в торце и в боковой части), а в торец на резьбе монтируется стандартная пресс-масленка. Через масленку в канал пальца нагнетается консистентная смазка, которая поступает к втулке и за счет давления и нагрева распределяется по всему зазору между втулкой и пальцем. Для равномерного распределения смазки (а также для правильной установки детали в кронштейн) в пальце могут выполняться продольные и поперечные выточки различных форм.

Читать статью Сломалась подвеска у машины

Как подобрать и заменить палец рессоры

В процессе эксплуатации транспортного средства все пальцы рессор подвергаются значительным механическим нагрузкам, а также воздействию негативных факторов окружающей среды, что приводит к их интенсивному износу, деформациям и коррозии. Проверять состояние пальцев и их втулок следует при каждом ТО-1, при осмотре необходимо визуально и инструментально оценивать износ пальцев и втулок, и, если он больше допустимого, менять эти детали.

На замену следует брать только те пальцы и сопряженные детали, что рекомендованы производителем транспортного средства. Использование деталей других типов может привести к преждевременному износу и поломкам подвески, негативный результат может иметь и самостоятельное изготовление пальцев (особенно, если неправильно подобрана марка стали). Менять палец рессоры нужно в соответствии с инструкцией по ремонту и обслуживанию транспортного средства. Обычно эта операция проводится следующим образом:

  1. Вывесить часть автомобиля со стороны ремонтируемой рессоры, разгрузить рессору;
  2. Отсоединить от рессоры амортизатор;
  3. Освободить палец — отвернуть гайку, вывернуть болты, удалить шплинт или выполнить иные операции в соответствии с типом крепления пальца;
  4. Удалить палец — выбить или вытянуть его из втулки с помощью специального приспособления;
  5. Осмотреть втулку и, если необходимо, удалить ее;
  6. Установить новые детали, предварительно выполнив смазку;
  7. Произвести обратную сборку.

Следует заметить, что в некоторых случаях вынуть палец можно только с помощью специальных съемников — об этом приспособлении нужно позаботиться заранее. Съемник можно приобрести или изготовить самостоятельно, хотя заводские изделия работают намного эффективнее.

После замены пальца необходимо заправить в него консистентную смазку через пресс-масленку, в дальнейшем выполнять эту операцию при соответствующих ТО.

Если палец рессоры подобран и заменен верно, подвеска автомобиля будет надежно служить в любых условиях, обеспечивая комфортное и безопасное движение.

Похожие записи:

  1. Глухие стуки в подвеске при езде по неровностям: причины и способы устранения
  2. Самые надежные и недорогие в обслуживании авто в России
  3. Устройство рессорной подвески автомобиля
  4. Для чего нужны косточки в авто

https://angarmotorov.ru/remont-avto/podveska-avto/palec-ressory-nadezhnyj-montazh-ressornoj-podveski/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Почему скрипит подвеска автомобиля: причины и методы исправленияПочему скрипит подвеска автомобиля: причины и методы исправления

Почему скрипит подвеска автомобиля: причины и методы исправления Скрежет или скрип подвески – одна из основных причин, по которой автолюбители могут обратить внимание на состояние своего автомобиля. Когда появляется подобный

Как понять, что наступило время ремонтировать подвеску автомобиляКак понять, что наступило время ремонтировать подвеску автомобиля

Как понять, что наступило время ремонтировать подвеску автомобиля Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Дзен и ВКонтакте. Отписаться можно в любой

Рейтинг лучших китайских автомобилей в 2020—2021 годуРейтинг лучших китайских автомобилей в 2020—2021 году

Рейтинг лучших китайских автомобилей в 2020—2021 году *Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом. О критериях отбора.