Гидротрансформатор АКПП: признаки неисправности, ремонт, блокировка, симптомы полного выхода из строя, как проверить
Конструкция автоматической коробки передач автомобиля намного сложнее традиционной механики. При появлении в работе гидротрансформатора в АКПП первых признаков неисправностей, владельцу важно своевременно принять меры, ведь проблемы с этим узлом могут отрицательно сказаться на других системах машины.
Устройство и принцип работы гидротрансформатора
За характерную торообразную форму гидротрансформатор получил неофициальное название «бублик». Этот узел АКПП состоит из:
- корпуса;
- насосного колеса, установленного на коленчатом валу мотора;
- реактора (промежуточного звена);
- обгонной муфты;
- турбины, соединенной с первичным валом трансмиссии.
Корпус выполнен герметичным. Сальники на валах исключают утечки трансмиссионной жидкости.
Функции «бублика»
Устройство передает вращающий момент от двигателя на коробку автомат (без непосредственной кинематической связи этих механизмов) за счет энергии трансмиссионной жидкости. ГДТ АКПП может трансформировать передаточное отношение при коэффициенте до 2,4.
Признаки «умирающего» гидротрансформатора
Специалисты делят все признаки, предупреждающие о возможной скорой поломке гидротрансформатора АКПП, на три категории. Диагностируют поведенческие, звуковые и дополнительные симптомы неисправностей.
О наличии проблем с состоянием ГДТ АКПП можно понять по таким характерным признакам в работе трансмиссии автомобиля:
Небольшой пробуксовке перед началом движения – особенно явно этот признак неисправности проявляется в машинах, у которых конструктивно предусмотрен старт со второй передачи. После перевода селектора в позицию «Драйв», «бублик некоторое время буксует, а автомобиль около двух секунд не реагирует на выжатую педаль газа, сохраняя статичное положение. Потом проблемы исчезают, и трансмиссия начинает работать в нормальном режиме.
Вибрации при езде в городе при средней скорости около 60 км/ч.
Рывкам при обычной езде или попытке затормозить двигателем. В такой ситуации мотор нередко глохнет на ходу, при переключении скорости. Признак обычно вызван неисправностью электроники, управляющей гидротрансформатором, с переводом трансмиссии в аварийный режим.
Вибрации механизма при повышенных нагрузках – в процессе транспортирования прицепа, массивного груза, передвижении на подъем
Дополнительные признаки неисправностей:
- Неприятный запах гари, исходящий от коробки. Указывает на критический режим эксплуатации оборудования, с превышением рабочей температуры АКПП.
- Ограничение числа оборотов мотора на определенной отметке, с невозможностью их повышения (обычно – до 2 000 в минуту).
Симптомы неисправностей гидротрансформатора АКПП легко спутать с признаками выхода из строя других узлов, поэтому, чем раньше автовладелец проведет диагностику автомобиля, тем меньшей тяжести последствий можно ожидать.
Звуковые признаки неисправности
Раньше других признаков неисправности гидротрансформатора водитель выявит звуковые симптомы. Опасность скорой поломки ГДТ можно определить по:
- Усилению шума при переключении передач АКПП, интенсивность которого снижается при наборе скорости и возрастании оборотов двигателя.
- Сильному вою при езде на скорости около 60 км/ч – этот признак проявляется реже, нередко сопровождаясь вибрацией.
Точные причины и характер неисправностей можно установить в процессе детальной диагностики автомобиля.
Признаки, что гидротрансформатор вышел из строя
Вывод о неисправности гидротрансформатора АКПП можно сделать на основе появления следующих признаков:
Легкого металлического звука при переключении скоростей – предупреждает о возможном износе опорных подшипников.
Вибрации при движении на скорости от 60 до 90 км/ч – этот признак свидетельствует о загрязненном масляном фильтре, со сложностями циркуляции жидкости.
Плохой динамики автомобиля – неисправность обгонной муфты, нуждающейся в замене.
Полной остановкой машины, с отказом дальнейшего движения – этот признак говорит, что обошлись шлицы на турбине.
Шуршащего звука на холостых оборотах – износ подшипников.
Громкого металлического стука при переключении передач – деформировались или выпали лопатки.
Аналогичные признаки могут указывать и на другие проблемы, поэтому машину необходимо диагностировать в автосервисе, чтобы определить тип и характер неисправностей.
Но если трансмиссионная жидкость АКПП потемнела вскоре после заливки, а движение машины сопровождается рывками и толчками, двигатель периодически глохнет – высока вероятность выхода из строя гидротрансформатора.
Лопатки колес
Повышенная температура масла в АКПП, наличие абразивных частиц в жидкости нередко приводят к разрушению лопаток на крыльчатках. Основной признак этой неисправности – пониженная динамика передачи вращающего момента.
Ступица ГДТ
Износ и перегрев ступицы приводит к радиальному биению, с повышенной нагрузкой на подшипники, появлением вибрации.
Сальники
Сальники обеспечивают герметичность корпуса, исключая утечки трансмиссионной жидкости. Признак изношенных уплотнительных элементов – утечка масла. Она приводит к критическому снижению давления в системе.
Подшипники
Сильное радиальное биение элементов, наличие стружки в масле вызывают износ подшипников. При незначительной выработке этот признак проявляется в характерном шуршащем звуке, исчезающем при наборе оборотов.
При сильном повреждении слышен металлический стук. Критический износ может привести к заклиниванию механизма.
Блокировка гидротрансформатора
На коробках старого образца блокировка гидротрансформатора срабатывала при наборе скорости и работе АКПП на повышенных передачах. Это позволяло повысить ресурс трансмиссии, увеличить периодичность замены масла.
На современных моделях авто гидротрансформатор блокируется на любой скорости, а степень прижатия фрикционов регулируется специальным клапаном. Если разгон плавный – происходит частичное блокирование. При ускорении функция срабатывает быстрее. Это необходимо для сокращения расхода топлива, улучшения динамики автомобиля.
Отрицательная сторона таких нововведений – повышенный износ накладок, что приводит к накапливанию металлических частиц в трансмиссионной жидкости, с риском появления неисправностей трансмиссии.
По мере усугубления ситуации, ГДТ АКПП блокируется менее плавно, при движении машины появляются рывки. Эти признаки указывает на необходимость замены масла, с соблюдением интервала 1 раз на 60 000 км пробега.
Замена или ремонт ГДТ
Ремонт гидротрансформатора проводят в таком порядке:
- Демонтируют узел.
- Вскрывают корпус, разрезая по окружности.
- Снимают и промывают детали, оценивают их состояние.
- Заменяют дефектные элементы.
- Собирают узел, сваривают корпус.
- Балансируют ГДТ, чтобы обеспечить равномерность вращения.
При критическом износе важных деталей целесообразно заменить гидротрансформатор.
Советы механиков и профилактика гидротрансформатора
Ремонт, а тем более замена гидротрансформатора, может потребовать значительных расходов. Предупредить преждевременный износ этого узла можно, следуя таким советам опытных мастеров:
Ресурс «бублика» продлит езда при умеренных оборотах двигателя, что снижает нагрузку на механизм.
Лучше избегать перегрева трансмиссии. Повышенную температуру может вызвать значительная нагрузка на коробку при агрессивной манере вождения, перевозке тяжелых грузов или транспортировании прицепа. Также проблема может быть в недостаточно эффективном охлаждении, особенно при эксплуатации машины в условиях жаркого климата. Решить вопрос можно, установив дополнительный радиатор.
Срок службы гидротрансформатора продлит регулярная замена трансмиссионной жидкости, с заливкой оригинального масла, предусмотренного изготовителем, без смешивания разных составов.
Проблемы с «бубликом» часто вызывают неисправности других механизмов. Поэтому автовладельцу важно следить за состоянием гидротрансформатора. Нужно обращаться в автосервис для диагностики и ремонта при появлении первых признаков неисправностей этого узла.
А с какими признаками неисправностей гидротрансформатора сталкивались вы? Как решали проблему? Поделитесь своим опытом в комментариях. Сохраните статью в закладках, чтобы не потерять полезную информацию.
https://akpp.guru/ustrojstvo/gidrotransformator-akpp-priznaki-neispravnosti