vsc4x4.ru Электрика Как прозвонить проводку в машине мультиметром: устройство, порядок действий при диагностике кабеля

Как прозвонить проводку в машине мультиметром: устройство, порядок действий при диагностике кабеля

Как прозвонить проводку в машине мультиметром: устройство, порядок действий при диагностике кабеля

Так принято называть измерительный прибор, который является универсальным. Он предназначен для решения многих задач (в зависимости от модификации), но прозвонить провода можно любым, даже самым простым мультиметром. Необходимость в этом возникает по разным причинам — неисправность на линии, реставрация внутридомовой сети, прокладка новых трасс и так далее. Даже провода (кабеля), только что купленные, нуждаются в такой проверке — не исключен заводской брак или повреждения в процессе намотки на бобины, транспортировки и хранения продукции.

Любая прозвонка делается только после снятия напряжения с линии. Другими словами, перед тестированием проводов установку, бытовой прибор и так далее необходимо полностью обесточить.

В чем заключается прозвонка?

Этот термин вошел в обиход благодаря тому, что в мультиметре есть такая функция — если провод исправен и по нему идет эл/ток от батарейки, то встроенный зуммер начинает издавать звуковой сигнал. Но сам смысл прозвонки стоит рассматривать несколько шире. Она позволяет определить не только целостность токонесущей жилы, но и найти другой конец этого провода (например, в жгуте, если по цвету это сделать нельзя) или короткое замыкание на линии.

Какой тип прибора для тестирования подходит?

Для прозвонки подходит любой образец, даже самой старой модификации. Здесь абсолютно не нужна точность измерения, а значит, класс мультиметра никакой роли не играет. Кроме того, используется всего лишь один режим работы — измерение сопротивления. В более совершенных образцах есть специальный режим прозвонки. На лицевой панели он отмечен символом «колокольчика» или звуковых волн; в это положение и ставится переключатель.

Прозвонка провода

Задача этой технологической операции — убедиться в целостности жилы по всей длине. Алгоритм действий достаточно простой. Что необходимо сделать?

  • Зачистить на концах провода изоляцию. — в положении прозвонки или измерения сопротивления. В этом случае предел — минимальный (на Ом).
  • Приложить щупы к концам провода. Если появляется звуковой сигнал или прибор показывает R = 0, то жила исправна.

Все достаточно просто. Нужно лишь учесть, что перед любым измерением стрелочный прибор обязательно калибруется. Указатель выставляется на отметку нуля (по шкале) при помощи регулировки (на передней панели, под шлиц, чуть ниже индикатора).

Сложности могут появиться, если необходимо прозвонить провод (кабель), который уже заложен (под штукатурку, в жгут), и его концы территориально разнесены. Понятно, что никаких щупов не хватит, чтобы до них дотянутся.

Как быть в подобных ситуациях? Решение принимается на месте, в зависимости от обстоятельств, но некоторые подсказки лишними не станут, а наоборот, могут помочь. Нужно лишь понимать, что в этом деле присутствует элемент творчества. Приведем простые примеры:

Вариант 1

  • Взять запасной провод и проверить на целостность его.
  • Один конец скрутить с дальним выводом «подозрительной» жилы. Например, если требуется проверить участок домовой эл/проводки между распределительными коробками.
  • Далее просто — тестируется вся цепь. Если она не прозванивается, то ясно, где обрыв — в проверяемом проводнике.

Можно поступить и по-иному. Контрольный провод жестко соединяется со щупом мультиметра (например, зажимом типа «крокодил»), а его второй конец используется для поиска вывода тестируемой жилы. Как только он будет найдет, прибор начнет звонить (или покажет нулевое сопротивление).

Вариант 2

Принцип тот же, но вместо контрольного провода используется второй, который имеется в многожильном кабеле. В этом случае есть вероятность, что он также может быть неисправным. При проверке изделий с большим количеством жил задача упрощается. Достаточно отключить от тестируемого проводника вторую и присоединить к нему третью. Ведь одновременно все дефектными быть не могут. Разве что в случае серьезного механического повреждения кабеля на отдельном участке.

Проверка на отсутствие КЗ

Это делается в случаях, если тестируется кабель или в проверяется жгут (трасса в кабель-канале), в котором несколько проводов. Если изоляция пробита, то это может быть причиной конкретной неисправности, из-за чего домашний мастер и вынужден был заняться прозвонкой.

Для этого один щуп мультиметра присоединяется к выводу диагностируемого проводника, а второй, поочередно, ко всем остальным. Короткое замыкание — это нулевое сопротивление изоляции, то есть полный пробой и непосредственный контакт между смежными жилами. Соответственно, стрелка укажет на «0» или прозвонит зуммер мультиметра.

  • Есть и альтернативные методики, но они подходят для профессионалов. Например, тестирование специальной трубкой от телефона (с выводом, зажимом) или проверка проводов под напряжением. Самому лучше, особенно последнюю методику, не практиковать.
  • Сопротивление изоляции мультиметр не покажет. В некоторых статьях описывается и такая диагностика проводов, но точного результата она не даст. Для этой проверки нужен другой прибор — мегаомметр.
  • Если под рукой мультиметра нет, его можно заменить обычной батарейкой и лампочкой от бытового фонарика, которая включатся в цепь последовательно. Ничего сложного нет. Методика простая; если провод цел — пойдет ток — загорится лампочка.
  • Перед проверкой необходимо убедиться в отсутствии напряжения на выводе, к которому будет присоединяться щуп или контрольный провод. Для этого есть индикаторные отвертки. Каждый хороший хозяин должен иметь такую и обязательно использовать при тестировании эл/проводки. Тем более если она смонтирована кем-то другим, а ее схемы нет.

И последнее. Прежде чем приступать к прозвонке, стоит визуально осмотреть всю трассу на доступных для обзора участках. Выявление механического повреждения значительно сэкономит время, так как необходимость тестирования проводов автоматически отпадает до устранения неисправности.

Монтаж любой силовой или осветительной сети, ремонт оборудования и другие электротехнические работы всегда связаны с проверкой целостности цепей. Зачастую, неисправность проводки или какого-либо компонента является следствием обрыва коммутационных линий, диагностировать который можно с помощью прозвонки проводников. В этой статье будут рассмотрены методы прозвонки, а также подробно рассмотрен вариант диагностики цепи при помощи мультиметра.

Прозвонка проводов с помощью мультиметра — что это значит и как выполняется

Что значит прозвонить провода и когда это может быть необходимо

Достаточно часто можно услышать термин «прозвонка кабеля», но людям, не связанным с электротехникой он может быть непонятен. В общем смысле «прозвонка» означает проверку целостности электрических цепей и отсутствие коротких замыканий между проводниками. Определение целостности проводников осуществляют не только электрики, но и люди, связанные с ремонтом и диагностикой различного электрооборудования и электроники, а также связисты при прокладке линий связи.

При монтаже силовых и осветительных сетей в промышленных условиях или быту, по окончании всех работ (или каких-либо этапов) производят обязательную проверку каждой смонтированной линии. Это важно для корректной и долговечной работы всей смонтированной системы.

Чем можно прозвонить провода?

Существует достаточно большое количество вариантов диагностического оборудования для проверки целостности электрических цепей и выявления коротких замыканий. К таким устройствам относят:

Прозвонка проводов с помощью мультиметра — что это значит и как выполняется

  • различные тестеры : на рынке представлены в широком разнообразии для электрических сетей и линий связи от простых китайского производства, до дорогих от европейских производителей;
  • самодельные тестеры : на основе автономного источника питания (аккумуляторной батарейки) и тестерной лампы;
  • мультиметры : многофункциональные устройства для измерения характеристик сети и диагностики её работоспособности;

Профессиональные электрики при работе по прозвонке цепи часто используют мультиметр, так как этот удобный прибор имеется в арсенале каждого специалиста. В бытовых условиях, для единичных проверок и при отсутствии мультиметра, тестирование проводников производят при помощи самодельных тестовых ламп или при подключении нагрузки.

Как выполняется прозвонка проводов мультиметром

Наиболее удобным, понятным и безопасным способом диагностики проводов на целостность или короткое замыкание является проверка при помощи мультиметра. Существует большое количество многофункциональных устройств с различными параметрами и ценой: от самых простых и доступных, до более дорогих, точных и функциональных. Но практически любым мультиметром можно проверить целостность проводников, для этого не обязательно иметь дорогое оборудование.

Какие должны быть показания мультиметра

Существует два метода проверки с помощью такого прибора: в режиме измерения сопротивления и в режиме прозвонки.

Прозвонка проводов с помощью мультиметра — что это значит и как выполняется

Режим прозвонки — самый удобный метод проверки. Здесь не нужно иметь каких-либо знаний в части показаний прибора. Достаточно соединить щупы прибора с концами кабеля и услышать звук. Если по порядку, то порядок действий следующий:

  1. Включить мультиметр, установить режим прозвонки (значок из нескольких скобочек разного размера, по аналогии с обозначением Wi-Fi);
  2. Подключить один щуп к одному концу проверяемого проводника, второй щуп к другому концу этого же провода;
  3. Если вы слышите звук — значит кабель целый. Если нет звука — обрыв на линии (или щупы подключены неверно).

Надо отметить, что таким образом также проверяется наличие короткого замыкания у рядом расположенных проводников. Отличие лишь в том, что один щуп подключают к первому проводнику, а второй щуп ко второму: если звук есть — в наличии короткое замыкание.

Режим измерения сопротивления — несколько сложнее. Но если запомнить, какие показания должны быть на мультиметре в разных ситуациях, то будет намного проще. Более того, многие мультиметры не имеют режима прозвонки, а вот режим измерения сопротивления есть практически всегда.

Порядок действий при таком измерении будет следующий:

  1. Включить устройство, настроить переключатель в режим измерения сопротивления, установить минимальное значения для измерения (обычно 200 Ом);
  2. Подключить щупы к проводнику;
  3. Если на дисплее будет какое-либо значение или ноль, то проводник целый. Если вы видите на экране цифру 1 — значит сопротивление бесконечно, то есть кабель оборван.

Обратная последовательность для определения короткого замыкания между проводниками или землей: при бесконечном сопротивлении — изоляция между проводниками не нарушена, а наличие хоть какого-то сопротивления будет означать короткое замыкание.

Обратите внимание! Не всегда можно определить короткое замыкание мультиметром. Для проверки целостности изоляции и отсутствии межфазных замыканий, её проверяют мегаомметром.

Если вы уверены в целостности кабеля, то таким способом можно выявить в пучке проводов с одинаковой цветовой маркировкой концы одного и того же проводника. Достаточно подключить с одной стороны щуп к проводнику, а с другой стороны поочередно прислонять щуп к каждому проводнику в пучке. Когда прозвучит сигнал — вы нашли второй конец провода. Вот и все, нет ничего проще.

Прозвонка длинного проводника

Для прозвонки провода, концы которого находятся далеко и нет возможности достать двумя щупами мультиметра от начала до конца провода, можно использовать заведомо известные провода или землю. Например, в кабеле может быть цветная жила, тогда все белые жилы можно вызвонить соединяя её с белыми на одном конце и поиском этой пары на другом.

Если нет такой возможности, можно использовать заземление. Соединяем на одном конце жилу провода с землёй, а на другом ищем проводник сидящий на земле. Тут важно, чтобы заземление было с обоих концов надёжным, иначе прозвонить провод таким образом не получится.

Правила безопасности во время выполнения прозвонки

Любые электротехнические работы, в том числе диагностика проводников требует соблюдения всех мер предосторожности и правил электробезопасности. Главные правила, соблюдения которых сохранят вам жизнь и здоровье звучат так:

  1. Всегда работайте только при отключенном питании. Повесьте табличку «НЕ ВКЛЮЧАТЬ. РАБОТАЮТ ЛЮДИ!» у рубильника или автомата;
  2. Не касайтесь оголенных проводников голыми руками, используйте спецодежду и специальный инструмент;
  3. Пользуйтесь электроинструментом с острыми кромками осторожно: используйте перчатки и не допускайте повреждения кабеля;
  4. По окончании работ все неисправные системы должны быть обесточены, а оголенные провода — качественно заизолированы.

Берегите себя и помните, если вы сомневаетесь, что вам по силам работа с электрическими сетями — доверьте это дело профессионалам.

Проверка электродвигателей разного вида с помощью мультиметра

Как пользоваться мультиметром — измерение напряжения, силы тока и сопротивления

Как проверить конденсатор на работоспособность мультиметром?

Как установить дверной электрический звонок — пошаговая инструкция

Определение площади сечения проводника по его диаметру

Почему при включении или во время работы стиральной машины выбивает пробки, УЗО или дифавтомат

Проверка высоковольтных проводов зажигания мультиметром

Люди давно живут в окружении электрических приборов, которые незаметно входят в жизнь каждого человека с самого детства. Электронные часы, электрочайники, телефоны, компьютеры, автомобили — незаменимые помощники человека в быту и на производстве. Но иногда устройства ломаются, и приходится их проверять и чинить. Ничего сложно в этом нет, если уметь пользоваться измерительными приборами и знать, например, как прозвонить проводку в машине мультиметром или как проверить целостность электрической цепи.

Общие сведения

Чтобы найти разрыв проводов ,совсем не нужно быть профессиональным электриком. Достаточно иметь измерительное устройство — мультиметр. Мультиметр — это многофункциональный измерительный прибор с собственным источником напряжения. Аппарат умеет измерять напряжение в цепи, величину силы тока и значение сопротивления. Многие мультиметры применяют для проверки целостности соединения в цепи.

Если соединение найдено, то при наличии встроенного динамика прибор издает звуковой сигнал. Отсюда и произошел термин «звонить». Прибор звонит, если есть соединение. А также мультиметр может указывать, что связи между элементами нет, и помогает определить короткое замыкание. С помощью тестера проверяются всевозможные радиодетали: резисторы, транзисторы, диоды, реле, конденсаторы и так далее.

Прозвонка проводника базируется на законе Ома для участка электрической цепи. Закон Ома утверждает, что сопротивление элемента равняется отношению поданного напряжения к величине силы тока на участке электросети. Сопротивление измеряется в Омах. Сопротивление в один Ом говорит о том, что через проводник протекает ток равный одному Амперу при заданном напряжении в один Вольт. На основании высчитанных данных о сопротивлении и делаются выводы о результатах прозвонки.

То есть на мультиметре выставляется некоторое напряжение, а по шкале прибора определяется величина тока и высчитывается сопротивление. Другими словами, мультиметр является источником напряжения и амперметром для измерения силы полученного тока.

Устройство прибора

Устройства могут различаться по внешнему виду, но принципиально мультиметры делятся на аналоговые аппараты и цифровые приборы.

Доработки и тюнинг ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112

Аналоговые приборы уже постепенно вытесняются с рынка цифровыми, но в домах у многих домашних мастеров еще можно встретить аналоговые устройства.

Такие аппараты снабжены индикаторным экраном со шкалой и стрелкой. Преимуществом этих моделей является наглядность показа измерений. Отклонение стрелки визуально легче оценить, чем мелькание цифр на электронном табло цифровых приборов. Часто при прозвонке необходимо оценить примерные показатели сопротивления или, вообще, его наличие или присутствие, поэтому аналоговые устройства подходят для большинства практических работ.

Цифровые мультиметры имеют более сложную электронную начинку и цифровой дисплей. Этот тип устройств используют в основном на производстве и в промышленности.

Корпуса всех мультиметров имеют выходы для двух щупов. Это два провода в изоляции, заканчивающиеся иглоподобными металлическими насадками. В ряде случаев на насадки надевают специальные зажимы, так называемые «крокодилы». При выборе прибора нужно особое внимание уделять качеству щупов. От них зависит правильность измерений.

Провода должны быть гибкими с прочной пайкой и хорошо держаться в гнездах устройства. Часто бывает, что внешне эффектные щупы неудовлетворительного качества с плохими техническими характеристиками.

Принцип действия

Органы управления тестера для замера сопротивления

Для аналогового типа прибора не требуется собственный источник питания. Его принцип работы такой же как у амперметра, и работает аналоговое устройство лучше всего в диапазоне радиоволн и электромагнитных полей. Внутри корпуса прибора находятся индукционные катушки, и когда щупы касаются проводника, то в катушках начинает образовываться ток. Созданное магнитное поле отклоняет индикаторную стрелку на некоторый угол. Величина этого угла зависит от силы возникшего тока, и стрелка по нарисованной шкале указывает значение измерений.

В цифровых приборах размещена текстолитовая печатная плата, на которой расположена цифровая микросхема, отвечающая за обработку полученных данных. Для работы электросхемы и экрана цифровые устройства питаются от батарей или от внешнего источника питания.

Цифровые мультиметры обладают меньшей погрешностью измерений и имеют более точные показатели, чем их аналоговые коллеги.

На передней панели мультиметра имеется переключатель, который выбирает режим измерений. Переключатель задает масштабный коэффициент, определяющий значение на шкале устройства.

Аналоговые приборы имеют два типа шкалы:

  • Равномерная индикация.
  • Логарифмические показатели.

Равномерная шкала очень чувствительная к перегрузкам, поэтому на переключателе сначала устанавливают большое значение масштабного коэффициента, который постепенно уменьшают. Логарифмическая шкала лишена этого недостатка и имеет диапазон значений от нуля до бесконечности.

Таким образом, основными узлами мультиметров являются:

  • Дисплей для показа измеряемых значений.
  • Разъёмы для щупов и сами щупы.
  • Переключатель различных режимов и диапазонов.

Прозвонка проводов

Норма утечки тока в автомобиле

Обязательно перед началом любых измерительных работ проверяется исправность самого тестера.

Случается, что сама измерительная система неисправна. Для проверки концы щупов измерительного устройства соприкасаются. Если устройство работоспособно, то индикатор отобразит ноль или слегка отклонится. Небольшое отклонение указывает, что щупы и клеммы имеют свое маленькое сопротивление.

Если мультиметр имеет звуковой сигнал, то прибор устанавливается в режим зуммера. Это делается постановкой переключателя на соответствующий значок на корпусе тестера.

Щупы подносятся к концам проверяемой детали.

Возможные варианты поведения тестера:

  • Раздастся зум, если проводка не повреждена.
  • Кабель может быть исправен, но очень большой длины. В этом случае сопротивление проводника будет гораздо больше, чем-то, при котором срабатывает звуковой сигнал. На помощь придет дисплей и отобразит значение сопротивления.
  • Если на индикаторе высветилась единица, то величина сопротивления выше, чем допустимый диапазон шкалы мультиметра. Надо перейти в другой диапазон и повторить замер.
  • В случае неисправности проводника, мультиметр не произведет никаких действий.

При замерах мультиметром нельзя допускать контакта человеческого тела со щупами и проводами, где нет изоляции.

Поиск неисправностей в электроцепи автомобиля

Если в автомобиле не работает какой-то узел, то в первую очередь необходимо проверить электрическую цепь. Нет особых различий между тем как прозвонить мультиметром разные провода в различных автомобилях, кроме высоковольтного кабеля.

Сначала убеждаются, что есть напряжение в цепи неработающего блока:

  • Мультиметр настраивается переключателем на измерение напряжения.
  • Щуп мультиметра присоединяется к массе машины или на минус аккумуляторной батареи. Особенностью питающей пары в автомобиле является то, что минусовый кабель или очень короткий, или вообще отсутствует.
  • Оставшийся щуп касается подводящего кабеля. Провод должен быть отсоединен от клеммы устройства.

Как правильно пользоваться цифровым мультиметром

Если индикатор тестера показывает наличие напряжения, то значит, провод целый. По аналогии прозваниваются все провода узла. При поврежденном проводе шкала мультиметра показывает ноль.

Необходимо учитывать, что в некоторые участки автомобиля напряжение подается только при включенном ключе зажигания.

При завершении проверки наличия напряжения проверяют величину силы тока. Прибор переводится в режим амперметра, переключатель в диапазон измерения до десяти ампер. Все устройства автомобиля нужно выключить, а тестер правильно подсоединить в электрическую сеть автомобиля. Для этого мультиметр подключают между плюсовым контактом аккумуляторной батареи и проверяемым узлом. Экран прибора должен отобразить найденное значение силы тока, оно должно соответствовать потреблению постоянно включенных устройств машины. При превышении значения силы тока от нормы делают вывод о его утечке.

В этом случае начинают проверку устройств, не входящих в стандартную комплектацию автомобиля, и места, где проводка входит в состав подвижных механических узлов.

Опытные мастера выявляют зоны с падением силы тока, ориентируясь на показания мультиметра при поочередно вынутых предохранителях. Тогда проверяют искрение на контактах.

При обнаружении неправильно ведущего себя провода, его прозванивают для проверки целостности, а затем измеряется его сопротивление.

Проверка бронепровода

Питающие пары автомобиля состоят из высоковольтного провода системы зажигания. Перед тем как прозванивать мультиметром силовой провод, проводят визуальную диагностику при работающем моторе. При зажигании свечей напряжение доходит до нескольких тысяч вольт.

Поэтому при пробое высоковольтной изоляции возникает искра на расстоянии три-пять миллиметров от поврежденного участка. В этом случае, если изоляция повреждена, то искрообразование сопровождается пробоем на двигатель, и свеча не выполняет свою функцию. Если диагностика проводится в помещении или на темной улице, то пробой четко виден. Заряд от неисправного участка может разогревать изоляцию вплоть до её возгорания.

Причиной неисправности может быть повреждение контактного узла. В этом случае сопротивление центральной жилы возрастает. Во время коррозии из-за уменьшения толщины некоторые проводки в жгуте разламываются, и высокое сопротивление препятствует силе тока достичь необходимого уровня. Напряжение, в свою очередь, не подается к электродам зажигательных свечей.

Проверка высоковольтного кабеля отличается от того, как прозванивать провода мультиметром, потому что сила тока в кабеле маленькая. Это связано с очень высоким напряжением, которое проходит по силовому проводу. Поэтому такие провода имеют толстую изоляцию и малый диаметр сердечника. В режиме зуммера мультиметр не отличит целый провод от поврежденного.

В таком случае измеряют сопротивление. Для начала визуально просматривают соединение контактных групп. По статистике, обрывы чаще всего происходят именно в местах контактов.

Затем зачищают контакты наждачной шкуркой от коррозии и окислительного слоя, чтобы избежать погрешности при замере. Мультиметр переводится в режим измерения сопротивления при диапазоне замеров — до десятка кОм. Руки не должны соприкасаться с проводами и контактами. Неповрежденный бронепоезд имеет сопротивление от 3,5 кОм до 10 кОм. В любом случае лучше всего найти данные сопротивления в технической документации и сравнить с полученными. Разница не должна составлять более десяти процентов.

Если под рукой нет инструкции, то прозванивают поочередно несколько проводов. Разброс величин сопротивления каждого из элементов не должен составлять более чем два—три килоома.

Непосредственно во время замера, когда кабель скручивают, растягивают или гнут, сопротивление не должно «прыгать».

Тестировать любые провода, жгуты, особенно в автомобиле, лучше всего, если присутствует электрическая и принципиальная схема. Иначе сложно разобраться, где какой провод находится в жгуте.

После изучения основ измерения мультиметром и освоения работы методом исключения, любой человек может самостоятельно диагностировать и починить неисправность в проводах.

Читайте также:

  • Замена люминесцентных ламп на светодиодные: как подключить и заменить оборудование дневного света современным
  • Можно ли поставить вместо одного из выключателей (один включает свет, в второй выключает) диммер?
  • Как подключить зеркало с подсветкой в ванной: выбрать, установить и подсоединить к сети своими руками

https://dznva.ru/blog/kak-prozvonit-provodku-v-mashine-multimetrom-ustrojstvo-poryadok-dejstvij-pri-diagnostike-kabelya.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Курс обучения АВТОЭЛЕКТРИК-ДИАГНОСТКурс обучения АВТОЭЛЕКТРИК-ДИАГНОСТ

Электрик диагностика автомобиля обучение Почему Вам выгодно учится в NBU Престижное и востребованное образование Официальный диплом с внесением в ФИС ФРДО Эффективные знания Кратчайшие сроки обучения Современная слайд система дистанционного

Учимся разбираться в автомобиляхУчимся разбираться в автомобилях

Как научиться разбираться в автомобилях внутри, снаружи и под капотом? Умение разбираться в машинах — понятие довольно широкое. Для кого-то достаточно отличить одну модель от другой. Те же люди, профессия